Сложно говорить о наличии хотя бы толики правового регулирования ведения войны со стороны РФ. Впрочем, после начала войны против Украины руководство РФ придумывает для себя все новые и новые якобы «правовые» основания. Актами такого же качества регулируется вопрос применения РФ ядерного оружия.
О фиктивности регулирования говорит, по крайней мере, то, что перечень оснований для его применения - неисчерпывающий, а на признаки правовой определенности в этих актах рассчитывать вообще не приходится. По сути, все отдано на откуп главе государства, а для нажатия «красной кнопки» достаточно «угрозы самому существованию государства» (автором документа термин не раскрывается).
Зампредседателя совбеза РФ Дмитрий Медведев недавно вновь пригрозил миру и Украине ядерным ударом. При этом он сослался на Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания. Этот документ был утвержден Указом Президента РФ от 02.06.2020 г. № 355.
Далее цитируем этот псевдонормативный акт.
«12. Основными военными опасностями, которые в зависимости от изменения военно-политической и стратегической обстановки могут перерасти в военные угрозы Российской Федерации (угрозы агрессии) и для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, являются:
а) наращивание потенциальным противником на сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия;
б) развертывание государствами, которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии;
в) создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем;
г) наличие у государств ядерного оружия и (или) других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против Российской Федерации и (или) ее союзников, а также средств доставки этих видов оружия;
д) неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления;
е) размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки».
«17. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
а) поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;
б) применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;
в) воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;
г) агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
«20. Президент Российской Федерации может при необходимости проинформировать военно-политическое руководство других государств и (или) международные организации о готовности Российской Федерации применить ядерное оружие или о принятом решении о применении ядерного оружия, а также о факте его применения».
Также в данном документе идет речь о том, что «принципами ядерного сдерживания является неопределенность для потенциального противника масштаба, времени и места возможного применения сил и средств ядерного сдерживания».
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.