И. о. главы Житомирского окружного административного суда Евгений Романченко на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики 14 сентября рассказал народным депутатам о тяжелой финансовой и материальной ситуации, в которой оказался возглавляемый им суд в 2022 году.
Дело в том, что Житомирский окружной административный суд в 2021 году стал лидером среди окружных административных судов по количеству исков, подаваемых в окружные административные суды, хотя в суде полномочия имеют всего 18 судей. В 2018-2022 годах в суд поступило 167 тысяч исковых заявлений, значительное количество которых составляют иски по перерасчету пенсионного обеспечения гражданам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС в 1986 году.
Проблема усугубляется тем, что в Житомирской области ради получения соответствующих выплат начали массово регистрироваться граждане, которые там никогда раньше не проживали, но все же стремятся через суд получить выплаты.
В связи с тем, что суд не всегда успевает рассматривать указанные иски в отведенные сроки, соответственно, растет и количество жалоб на судей Житомирского окружного административного суда, на что обратил внимание и Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики.
В такой ситуации и. о. главы суда пришлось объяснять, почему суд не в полной мере справляется со своими обязанностями.
Причин оказалось много – от большой нагрузки на судей до ненадлежащего материально-технического обеспечения суда.
Еще одна из причин негативных тенденций в деятельности суда — низкая заработная плата работников аппарата суда и, соответственно, не слишком большой интерес многих работников аппарата суда к работе в условиях большой нагрузки.
«Последний раз, когда наши работники получали надбавку или премию, это был 2021 год. Средняя заработная плата секретаря судебного заседания составляет 5 тысяч гривен без доплат и выплат. Средняя зарплата по суду составляет 8 тысяч гривен. Как мне заинтересовать людей в условиях чрезмерной нагрузки, которая существует уже в течение трех лет?” - отметил на заседании Комитета Евгений Романченко.
Отсутствие должного материально-технического обеспечения привело к тому, что судьи покупают необходимые для работы материалы на собственные средства.
«Мы стараемся, конечно, определять объем необходимых нам материалов, но на самом деле определить и просчитать его на год невозможно, потому что мы надеялись, что в этом году у нас в результате войны, возможно, не будет такого количества дел, но мы фактически ошиблись. И бумага обычная А4 закончилась у нас уже три месяца назад, и карточки на оформление самого дела закончились. Пока там на каких-нибудь еще дней 20, возможно, будут почтовые марки, но ситуация приближается к катастрофической.
Мы производим закупки тех услуг, вернее, товаров, которые нам позволяет сейчас упрощенная система в ProZorro. Но и тех людей, которые готовы сейчас входить в риски нерасчета авансового, а тем более нерасчета в ближайшее время, тоже очень мало. Если раньше нам люди доверяли и понимали, что под гарантийные письма они могут нам завести и бумагу, и карточки, и канцелярию, и все остальное, они с нами все равно заключали договоры, то сейчас таких очень мало.
Поэтому на сегодняшний момент докладываю, что бумага закончилась два месяца назад, по карточкам мы заключили договор, нам их привезли, но пока мы за них не рассчитались. Необходимая сумма, необходимая сейчас суду — в районе 700 тысяч гривен. Это специальный фонд – где-то тысяч 200 и 500 тысяч – это общий фонд. Это я говорю исключительно о канцелярии. Я не беру никаких ремонтов, не беру никакую закупку материальных ценностей. Это чистая канцелярия, необходимая просто для физического существования суда, для осуществления ежедневной работы. Чтобы вы понимали, работники и судьи закупают бумагу за свой счет”, - рассказал Евгений Романченко.
Хотя о проблемах Житомирского окружного административного суда осведомлены все соответствующие государственные учреждения и органы судейского управления, впрочем, очевидно, что в современных финансовых реалиях проблемы суда вряд ли могут быть быстро решены.
Отметим, что согласно уже известным показателям бюджета судебной власти на 2023 год, следующий год для украинских судов может стать еще более тяжелым, чем 2022 год. В частности, в 2022-2023 годах планируется сокращение численности работников аппаратов судов.
Автор: Вячеслав Хрипун
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.