20 сентября Верховная Рада приняла в целом как закон законопроект №7728 о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования сотрудничества с Международным уголовным судом при проведении процессуальных действий на территории Украины.
Закон предусматривает, что в случае уполномочения Прокурором Международного уголовного суда других работников Международного уголовного суда на проведение процессуальных действий на территории Украины такие действия могут быть произведены только по согласованию с Генеральным прокурором (исполняющим обязанности Генерального прокурора).
Как отметили в Главном юридическом управлении, в приведенной редакции проведение исключительно по согласованию с Генеральным прокурором процессуальных действий для целей Международного уголовного суда, что в соответствии с отечественным процессуальным законодательством не предусматривает необходимости прокурорского или судебного контроля, можно рассматривать как более строгий вид контроля, чем предусмотрено действующим процессуальным законодательством.
В то же время, неопределенной в законопроекте остается целесообразность установления подобного уровня контроля для осуществления процессуальных действий с учетом юрисдикции Международного уголовного суда и процессуальной самостоятельности Прокурора или заместителя Прокурора этого Суда.
В ГЮУ добавили, что согласно статье 99 Римского статута просьбы о помощи выполняются в соответствии с предусмотренной для этого случая процедурой, установленной законодательством запрашиваемого государства, и, если это не запрещено таким законодательством, способом, указанным в просьбе, включая соблюдение какой-либо процедуры, указанной в нем, или разрешение лицам, указанным в просьбе, присутствовать и оказывать помощь в процессе исполнения.
В пункте 4 указанной статьи Римского статута установлено, что «без ущерба для других статей настоящей части, если это необходимо для успешного выполнения просьбы, которая может быть исполнена без каких-либо принудительных мер, включая, в частности, допрос лица или получение от него доказательств на добровольной основе, в том числе без присутствия органов власти запрашиваемого государства-участника, если это чрезвычайно важно для выполнения просьбы, и осмотр без изменений общественного объекта или иного общественного места, Прокурор может выполнить такую просьбу непосредственно на территории государства следующим образом:
а) если запрашиваемое государство-участник является государством, на территории которого было вероятно совершено преступление, и была определена приемлемость дела в соответствии со статьями 18 или 19, Прокурор может непосредственно выполнить такую просьбу после проведения всех возможных консультаций с запрашиваемым государством-участником;
б) в других случаях Прокурор может выполнить такую просьбу после консультаций с запрашиваемым государством-участником и с учетом любых обоснованных условий или беспокойств, высказанных этим государством-участником. Если запрашиваемое государство-участник указывает на проблемы, связанные с выполнением просьбы в соответствии с настоящим подпунктом, оно безотлагательно проводит консультации с Судом для решения этого вопроса».
Вопрос консультаций по выполнению просьб Международного уголовного суда регламентируется положениями статьи 619 УПК, содержащей достаточно гибкий механизм регулирования предмета таких консультаций.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.