Если участник дела подал в Верховный Суд кассационную жалобу, но она была ему возвращена или Верховный Суд отказал в открытии кассационного производства, то рассчитывать на возврат судебного сбора в полном объеме, как сейчас, он не сможет. Ему вернут только половину уплаченного. Ведь судьи ВС потратили время на проработку его кассационной жалобы.
Соответствующее предложение содержится в законопроекте 8046 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании отдельных правил возврата и взыскания судебного сбора». Законопроект подали народные депутаты-члены Комитета ВР по вопросам правовой политики, включая его председателя Дениса Маслова.
Также данная группа депутатов зарегистрировала законопроект, согласно которому предлагается значительно увеличить ставки судебного сбора (подробно по ссылке).
«Учитывая критическое состояние недофинансирования судебной системы, особое внимание приобретает такая составляющая обеспечения осуществления судопроизводства и функционирования органов и учреждений в системе правосудия, как наличие специальных источников для финансирования нужд судов.
На сегодняшний день основными источниками наполнения специального фонда государственного бюджета, средства которого направляются на обеспечение органов и учреждений в системе правосудия в Украине, является уплата и взыскание судебного сбора, обращение залога в доход государства.
Согласно данным судебной статистики Верховного Суда, в 2021 году в порядке административного, хозяйственного и гражданского судопроизводства ВС рассмотрено 101 367 процессуальных обращений и дел (в основном кассационных жалоб), из которых принято 23 796 судебных решений о возврате кассационных жалоб (23,5% от рассмотренных) и 40094 судебных решений об отказе в открытии кассационного производства (39,5% от рассмотренных).
То есть 63% кассационных жалоб, которые рассматривает Верховный Суд, либо возвращаются, либо суд отказывает в открытии производства по ним.
Согласно данным судебной статистики Верховного Суда, в первом полугодии 2022 года в порядке административного, хозяйственного и гражданского судопроизводства рассмотрено 32 457 процессуальных обращений и дел (в основном кассационных жалоб), из которых принято 8 054 судебных решений о возврате кассационных жалоб (24,8%) от рассмотренных) и 13603 судебных решений об отказе в открытии кассационного производства (41,9% от рассмотренных).
То есть 67% кассационных жалоб, которые рассматривает Верховный Суд, либо возвращаются, либо суд отказывает в открытии производства по ним.
Следовательно, изучение и движение кассационных жалоб, по результатам которого Верховным Судом принимаются решения об отказе в открытии кассационного производства и возвращении кассационной жалобы, приводят к большим затратам времени в работе судей ВС.
Учитывая указанную статистику, эти расходы, очевидно, должны частично покрываться за счет судебного сбора, однако согласно пунктам 2 и 3 части первой статьи 7 Закона Украины «О судебном сборе» в случае возврата, в частности кассационной жалобы и отказа в открытии, в частности кассационного производства по делу, уплаченная сумма судебного сбора возвращается по ходатайству уплатившего его лица в полном объеме», - указывают авторы.
«Учитывая критическое состояние недофинансирования судебной власти, продолжающийся период военного положения, значительное количество (более 60%) кассационных жалоб, которые возвращены или по которым Верховным Судом отказано в открытии кассационного производства, целесообразным усматривается при возвращении таких жалоб или во время отказа в открытии производства возвращать судебный сбор жалобщику частично, а не в полном объеме», - считают авторы законопроекта.
«Указанное будет способствовать дополнительному наполнению Государственного бюджета Украины средствами судебного сбора для нужд судебной системы (общий размер возвращенного Верховным Судом судебного сбора за 2021 год составил 77 млн грн), а также будет способствовать более сознательной и ответственной подаче кассационных жалоб жалобщиками при обращении в Верховный Суд.
Кроме того, на сегодняшний день суды, которые являются главными распорядителями Государственного бюджета Украины в соответствии с законодательством (Верховный Суд, высшие специализированные суды), не являются взыскателями судебного сбора, штрафов (как средства процессуального принуждения). Таким взыскателем на сегодняшний день является исключительно Государственная судебная администрация Украины, и это приводит к тому, что указанные суммы не попадают в специальный фонд таких судов и взимаются на счета ГСА Украины соответственно.
По официальной статистике сумма взыскания недополученных Верховным Судом средств судебного сбора за 2020 год составляет: 683 934,69 грн, за 2021 год составляет: 471 392,31 грн.
Учитывая это, требуют приведения в соответствие нормы Закона Украины «Об исполнительном производстве» в этой части, с той целью, чтобы соответствующие средства взысканного судебного сбора в дальнейшем направлялись в специальный фонд соответствующих судов», - подчеркивают депутаты.
Кроме того, в случае принятия судами апелляционной и кассационной инстанции решений о взыскании судебного сбора в специальный фонд Государственного бюджета Украины, выполнение таких решений осуществляется на основании исполнительных листов (приказов), которые выдает суд, рассматривавший дело как суд первой инстанции. В этой части, по мнению авторов законопроекта, целесообразно осуществлять выполнение таких решений на основании исполнительных листов (приказов), которые издаются судами, непосредственно принявшими такое решение. Это будет способствовать более эффективному и быстрому исполнению таких решений.
Следовательно, законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 7 Закона Украины «О судебном сборе», предусмотрев, что в случае отказа в открытии кассационного производства по делу или возвращении кассационной жалобы судебный сбор возвращается в размере 50 процентов от уплаченной при подаче соответствующей кассационной жалобы суммы.
Законопроектом предложено также изложить абзац 2 ч. 4 статьи 15 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в новой редакции, определив, что по решениям о взыскании судебного сбора, о наложении штрафа (как средства процессуального принуждения), принятых судами, которые согласно бюджетному законодательства Украины имеют статус главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины, взыскателем является суд, который принял решение.
Законопроектом предложено также изложить в новых редакциях абзац 1 части 1 статьи 373 Кодекса административного судопроизводства Украины, абзац 1 части 1 статьи 431 Гражданского процессуального кодекса Украины, абзац 1 части 1 статьи 327 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, установив, что исполнение судебного решения о взыскании в специальный фонд Государственного бюджета Украины осуществляется по исполнительному листу, выданному судом, который принял соответствующее решение.
«Принятие законопроекта обеспечит наполнение специального фонда Государственного бюджета Украины дополнительными средствами за счет судебного сбора, будет содействовать сознательной и ответственной реализации жалобщиками их права на кассационное обжалование решений судов первой и апелляционной инстанций, а также позволит судам, являющимся главными распорядителями средств Государственного бюджета Украины, стать взыскателями по решениям о взыскании судебного сбора, штрафа (как средства процессуального принуждения), которые приняты такими судами, и выдавать исполнительные листы (приказы) для их исполнения», - отметили авторы.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.