В Верховной Раде зарегистрирован законопроект 7717 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии принудительному исполнению судебных решений и решений других органов (должностных лиц) в условиях военного положения», автором которого выступает член Комитета ВР по правовой политики Валерий Божик.
Так, в соответствии с действующей нормой закона об исполнительном производстве запрещается открытие исполнительных производств и принятие мер принудительного исполнения решений на территории территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании), согласно перечню, утвержденного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику по вопросам временно оккупированной РФ территории Украины, а также прилегающих к ней территорий.
Данную норму в законопроекте предлагается заменить следующей:
«Запрещается открытие исполнительных производств и принятие мер принудительного исполнения решений на территории административно-территориальных единиц, временно оккупированных в результате военной агрессии Российской Федерации, в период такой оккупации».
Также предлагается предоставить государственным и частным исполнителям возможность бесплатно получать сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, ФЛП и общественных формирований с целью осуществления ими полномочий в электронной форме через портал электронных сервисов.
Как отмечает автор, Верховной Радой 28.07.2022 принят Закон № 2468-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о содействии процессам релокации предприятий в условиях военного положения и экономического восстановления государства», который 18.08.2022 возвращен с подписью Президента.
Этим Законом абз. 15 п. 10-2 раздела ХІІІ «Заключительные и переходные положения» Закона «Об исполнительном производстве» изложен в новой редакции, согласно которой запрещается открытие исполнительных производств и принятие мер принудительного исполнения решений на территории территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании), в соответствии с перечнем, утвержденным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику по вопросам временно оккупированной РФ территории Украины, а также прилегающих к ней территорий.
«В то же время из содержания перечня, утвержденного этим центральным органом исполнительной власти, усматривается, что в него включены территориальные общины, на территории которых активные военные (боевые) действия не ведутся (в частности, Запорожская и Николаевская городские территориальные общины).
При этом изменения к абзацу 15 пункта 10-2 раздела XIII «Заключительные и переходные положения» Закона исключают возможность применения мер принудительного исполнения решений органами государственной исполнительной службы, частными исполнителями на территориях, на которых активные военные (боевые) действия не ведутся, но они включены в Перечень.
Учитывая изложенное, стоит отметить, что такая ситуация приводит к неисполнению судебных решений, а следовательно к нарушению закрепленного в статье 129-1 Конституции Украины принципа обязательности исполнения судебных решений», - отмечает Валерий Божик.
Установленный запрет распространяется также на решение о взыскании средств в пользу государства, что приведет к невозможности обеспечения соответствующих поступлений в государственный бюджет.
Кроме того, такие обстоятельства могут привести к значительным расходам государственного бюджета, поскольку Европейский суд по правам человека в своих решениях возлагает ответственность за длительное неисполнение решения суда на государство, в случае если через введенное им государственное регулирование оно делает невозможным принудительное исполнение решений.
Поэтому автор предлагает распространить запрет на открытие исполнительных производств и принятие мер принудительного исполнения решений исключительно на территории, которые временно оккупированы в результате военной агрессии РФ, в период такой оккупации.
Также проектом предлагаются изменения статьи 11 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований", которыми предусматривается безвозмездное получение государственными и частными исполнителями сведений из Единого государственного реестра с целью осуществления ими полномочий.
Такие изменения корреспондируются с ч. 5 статьи 18 Закона, предусматривающей право исполнителей на непосредственный доступ к информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах, в том числе конфиденциальной, содержащейся в государственных базах данных и реестрах, в том числе электронных.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.