Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 2693-д «О медиа». За соответствующее решение проголосовали 233 народных депутата.
Законопроектом дополнен Кодекс административного судопроизводства новой статьей 289-4 "Особенности производства по делам по осуществлению государственного регулирования, надзора и контроля в сфере медиа", которая предусматривает, что дела по осуществлению государственного регулирования, надзора и контроля в сфере медиа рассматриваются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев, то есть ОАСК. Речь идет, в частности, о рассмотрении исков Нацсовета к медиа.
Вопрос об открытии производства по административному делу суд решает не позднее следующего дня со дня поступления искового заявления.
Производства в отношения медиа, согласно документу, рассматриваются ОАСК в течение 60 дней со дня поступления искового заявления. Вместе с тем «в случаях реальной угрозы интересам национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения и при наличии убедительных обоснований и соответствующего ходатайства в административном иске (заявлении) органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере медиа (Нацсовет по телевидению и радиовещанию), суд рассматривает административное дело в течение двух дней со дня подачи искового заявления».
Апелляционные и кассационные жалобы на судебные решения по административным делам, определенным настоящей статьей, могут быть поданы в течение десяти дней со дня его провозглашения.
Суд апелляционной и кассационной инстанции рассматривает дело в десятидневный срок по истечении срока апелляционного, кассационного обжалования с уведомлением участников дела.
При этом закон предусматривает, что в случае, если невозможно идентифицировать лицо, нарушающее законодательство в сфере медиа, суд может по заявлению Нацсовета установить факт нарушения и принять меры, определенные законодательством. Такое заявление рассматривается по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины с особенностями, определенными данной статьей.
Законопроектом также, в частности, внесены изменения в статью 49 Избирательного кодекса и, в частности, предусмотрено, что медиа распространяют сообщения о ходе избирательного процесса, событиях, связанных с выборами, исходя из общественного интереса. Казалось бы логичная норма, ведь новостные ленты и сюжет на телеканалах формируются исходя, в том числе, из общественного интереса. Однако, как эту категорию будет трактовать Нацсовет, остается загадкой.
Право на ответ
Законопроектом также добавлена в Избирательный кодекс новая статья 54-1 "Право на ответ", предусматривающая, что кандидат, партия (организация партии) – субъект избирательного процесса имеют право обратиться в медиа в течение пяти дней со дня распространения о них информации, которую они считают недостоверной, с требованием опубликовать ответ.
В ответ на требование медиа должны предоставить кандидату, партии (организации партии), в отношении которых распространена недостоверная информация, возможность обнародовать ответ: предоставить такое же эфирное время на телевидении и радио или такую же площадь в печатных медиа или онлайн-медиа.
В случае получения такого требования в день, предшествующий дню голосования, или день голосования относительно информации, распространенной в эти дни, медиа обязаны обнародовать ответ не позднее окончания голосования. При этом в случае, если информация, которая считается ложной, базировалась на официальных сообщениях, СМИ имеет право отказать в праве на ответ.
Законопроект также устанавливает для журналистов прямой запрет заниматься журналистской деятельностью в случае регистрации их кандидатами в депутаты.
Автор: Ярослав Конощук
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.