Народные депутаты от «Слуги народа» Владлен Неклюдов, Сергей Ионушас, Максим Павлюк и другие зарегистрировали законопроект 7659 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно решения некоторых проблемных вопросов в деятельности органов прокуратуры Украины».
Как предлагается определить, прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования в форме процессуального руководства досудебным расследованием, уполномочен организовывать досудебное расследование, осуществлять надзор за негласными и другими следственными (розыскными) действиями органов правопорядка.
В КУоАП устанавливается ответственность за оставление без надлежащего рассмотрения и реагирования уполномоченными должностными лицами органов правопорядка требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений закона в их деятельности, привлечению лиц к дисциплинарной ответственности. Это влечет наложение штрафа от 80 до 150 тысяч НМДГ (т. е. от 1360 грн до 2550 грн).
Как определяется законопроектом, органы правопорядка – органы прокуратуры, Национальной полиции, службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, органы охраны государственной границы, Бюро экономической безопасности Украины, органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы, органы государственного финансового контроля, рыбоохраны, государственной лесной охраны, других органов, осуществляющих правоприменительные или правоохранительные функции.
Также вносятся изменения в закон о Национальной полиции.
В соответствии с ними надзор за негласными и другими следственными (розыскными) действиями в деятельности Национальной полиции осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. Выполнение указаний и требований прокурора, выданных в соответствии с УПК Украины, Законом Украины «О прокуратуре», другим действующим законодательством является обязательным. В случае несогласия с принятым прокурором решением оно может быть обжаловано в порядке, определенном действующим законодательством, к вышестоящему прокурору или в суд.
В Законе о прокуратуре устанавливается, что прокуратура осуществляет представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом, а также организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов во время уголовного производства, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.
Значительные изменения вносят и в статью 25 закона о прокуратуре.
В ней определяется, что в случае установления нарушений требований действующего законодательства в деятельности органов правопорядка во время проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания, досудебного следствия, в том числе по вопросам несоблюдения разумных сроков расследования, невыполнения письменных указаний прокурора или ненадлежащего состояния выполнения процессуальных обязанностей прокурор направляет соответствующему руководителю органа правопорядка требование об устранении нарушений законодательства.
В требовании прокурор имеет право ставить вопрос о привлечении должностных лиц соответствующего органа к дисциплинарной ответственности и принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Рассмотрение и принятие соответствующих мер, указанных прокурором в требовании, обязательно. Оставление без рассмотрения влечет установленную действующим законодательством ответственность.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.