Председатель Комитета Верховной Рады по организации государственной власти, народный депутат от «Слуги народа» Андрей Клочко зарегистрировал в парламенте законопроект 7654 о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно унификации требований к руководителям отдельных государственных органов.
Как отмечает председатель Комитета, «в целях усиления институциональной способности в вопросе противодействия коррупции, в течение 2014-2015 годов был принят ряд законов, предусматривавших создание специализированных антикоррупционных структур, таких как Национальное антикоррупционное бюро Украины, Специализированная антикорупционная прокуратура, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, а также Государственное бюро расследований.
Кроме того, с целью противодействия правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства, был принят соответствующий закон и создано Бюро экономической безопасности Украины».
«В то же время, несмотря на создание и деятельность соответствующих государственных органов, кардинальных изменений уменьшения уровня коррупции и экономической преступности не произошло.
Так, в 2014 году Украина начала антикоррупционную реформу с показателями индекса восприятия коррупции (CPI) в 26 баллов из 100 возможных и заняла 142 место среди 175 стран между Угандой и Коморскими островами. В то же время, по показателям CPI-2019, Украина получила 30 баллов и заняла 126 место в глобальном рейтинге (это же место занимают Кыргызстан, Азербайджан и Джибути). По результатам экспертного опроса «Шестая годовщина Майдана: экспертная оценка событий, последствий и уроков на будущее», проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива 7–19 ноября 2019 года среди 80 экспертов, 38 из опрошенных указали на отсутствие системной борьбы с коррупцией, как цель Майдана, которая не была достигнута. Еще 30 экспертов считали, что не произошло качественной «перезагрузки» системы власти и обновления принципов ее деятельности, прихода качественно новых элит и люстрации старых», - считает автор законопроекта.
«Одна из ключевых причин неспособности антикоррупционных институций продемонстрировать реальные результаты в борьбе с коррупцией – несовершенная процедура назначения руководителей соответствующих органов, несмотря на тот факт, что назначение на должность проводилось путем проведения конкурсного отбора. На должности в вышеупомянутые государственные органы необходимо назначать специалистов, которые соответствуют высоким профессиональным компетентностям, имеют необходимый опыт и независимы от политического влияния или влияния лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов). Кроме того, учитывая высокую общественную значимость органов, задействованных в противодействии коррупционным преступлениям и преступлениям, посягающим на функционирование экономики государства, целесообразно унифицировать и усилить требования к лицам, претендующим на руководство соответствующими органами», - отмечает автор законопроекта.
Задачей законопроекта является усовершенствование действующего законодательства в части унификации и повышения требований к лицам, претендующим на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украины, Председателя Национального агентства по предотвращению коррупции, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, директора Государственного бюро расследований, директора Бюро экономической безопасности а также унификации норм законодательства о прекращении полномочий лиц, занимающих указанные должности.
Проектом вносятся изменения в законы Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «О прокуратуре», «О Государственном бюро расследований», «О Бюро экономической безопасности Украины», в части ужесточения требований к лицам, претендующим на занятие должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины, Председателя Национального агентства по предотвращению коррупции, руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, директора Государственного бюро расследований, директора Бюро экономической безопасности Украины.
В частности, среди новых формулировок требований к кандидату на Директора Национального антикоррупционного бюро, которые предлагаются законопроектом:
Возраст не менее 35 лет;
Высшее юридическое образование по степени не ниже специалиста, магистра;
Владеет государственным языком в соответствии с уровнем, определенным Национальной комиссией по стандартам государственного языка;
Владеет английским языком на уровне не ниже В2 в соответствии с Общеевропейскими рекомендациями по языковому образованию;
Не является членом ни одной политической партии;
Не является и не являлся членом организации, запрещенной законом или судом;
Обладает высокими моральными качествами и безупречной репутацией.
В частности, если сейчас высшим юридическим образованием во время конкурса в НАБУ считается образование, полученное в Украине (или на территории бывшего СССР до 1 декабря 1991) по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующему образовательно-квалификационному уровню, полученное в иностранных государствах, то предлагается прописать, что высшим юридическим образованием для целей данного закона является образование, полученное в Украине (или на территории бывшего СССР до 1 декабря 1991 года) по образовательно-квалификационному уровню специалиста или степени магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующей степени, полученное в иностранных государствах и признанное в Украине в установленном законом порядке.
Соответственно и стажем работы в области права является стаж работы лица по специальности после получения им высшего юридического образования по образовательно-квалификационному уровню специалиста или степени магистра, а также высшего юридического образования по соответствующей степени, полученной в иностранных государствах.
Также устанавливается, что не может быть назначено на должность Директора Национального бюро лицо, которое:
1) не отвечает требованиям, установленным частью 2 статьи 6 закона (гражданство, язык, образование, стаж работы и др. базовые требования – прим. ред.);
2) по решению суда признано недееспособным или дееспособность которого ограничена;
3) имеет судимость за совершение уголовного правонарушения, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица);
4) привлекалось на основании обвинительного приговора, вступившего в законную силу, к уголовной ответственности за совершение коррупционного уголовного правонарушения, уголовного правонарушения, связанного с коррупцией, и/или уголовной ответственности за совершение умышленного уголовного правонарушения;
5) лишено в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, права заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства, или занимать определенные должности;
6) в течение последнего года привлекаллсь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с коррупцией;
7) не прошло специальную проверку, предусмотренную Законом Украины «О предотвращении коррупции», или не дало согласие на ее проведение;
8) имеет задолженность по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;
9) не подало предусмотренную Законом Украины «О предотвращении коррупции» декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год;
10) имеет гражданство (подданство) иностранного государства;
11) не прошло проверку, предусмотренную Законом Украины «Об очищении власти», или подпадает под запрет, установленный Законом Украины «Об очищении власти»;
12) нарушало требования Закона Украины «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов)» в части представления, соблюдения сроков подачи декларации о контактах;
13) в течение двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе на должность Директора Национального бюро, независимо от продолжительности, входило в состав руководящих органов политической партии или находилось в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией (в настоящее время относительно политической нейтральности прописано так: «Не может быть назначено на должность Директора Национального бюро лицо, которое в течение двух лет до подачи заявления на участие в конкурсе на занятие этой должности, независимо от продолжительности, входило в состав руководящих органов политической партии или находилось в трудовых или иных договорных отношениях с политической партией»).
Дополнения закона в части оснований для увольнения директора НАБУ касаются:
Также определено, что лицо, претендующее на участие в конкурсе, представляет в определенный в объявлении срок сведения о наличии или отсутствии судимости, наложении административного взыскания за совершение правонарушения, связанного с коррупцией, а также другие сведения, предусмотренные статьей 6 Закона о НАБУ.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.