Национальный банк Украины 4 августа установил дополнительные требования по этическому поведению при урегулировании просроченной задолженности (требования по этическому поведению). Целью этого шага является защита прав потребителей и других лиц путем обеспечения ответственного отношения со стороны кредитодателя, нового кредитора или коллектора.
Так, несмотря на принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности» («коллекторский закон») более года назад, Национальный банк продолжает получать обращения от потребителей о действиях финансовых учреждений и коллекторских компаний, содержащих признаки нарушения законодательства Украины.
Кроме того, вопрос урегулирования просроченной задолженности остается самым распространенным из обращений клиентов небанковских финучреждений. Для усиления и однозначной трактовки норм «коллекторского закона» совместно с участниками рынка были разработаны дополнительные требования по этическому поведению.
В частности, детализируются отдельные процедурные вопросы, вводится запрет на получение согласия потребителя на обработку данных его телефонного справочника и журнала звонков с целью урегулирования просроченной задолженности.
В то же время, потребители или другие лица имеют право фиксировать неправомерное взаимодействие, которое может быть передано в Национальный банк и использовано при проверке соблюдения требований по этическому поведению.
Кроме того, урегулирован вопрос передачи данных третьих лиц, не являющихся поручителями, имущественными поручителями или наследниками. Если потребитель предоставляет персональные данные третьих лиц, в частности близких, это не означает их непосредственное согласие на взаимодействие. Они должны предоставить такое разрешение самостоятельно.
Также уточнены нормы относительно личных встреч с потребителем или другими лицами. Такие встречи должны проходить добровольно после получения отдельного согласия на проведение каждой такой встречи. Встречаться по месту работы – запрещено. Под запрет также попал ряд некорректных практик, которые были выявлены Национальным банком в процессе рассмотрения обращений граждан. Эти и другие требования утверждены постановлением Правления Национального банка Украины от 4 августа 2022 года № 170 "Об утверждении Положения об установлении дополнительных требований по взаимодействию с потребителями финансовых услуг и другими лицами при урегулировании просроченной задолженности (требований по этическому поведению)" и вступают в силу 5 августа 2022 года.
Как отмечает НБУ, со дня введения в действие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности» наибольший процент обращений в Национальный банк по вопросам урегулирования просроченной задолженности зафиксирован в работе именно небанковских финучреждений, имеющих право предоставлять потребительские кредиты. Так, во втором квартале 2022 года обращения из-за нарушения требований по этическому поведению составляют более трети всех обращений по поводу деятельности таких финучреждений. В то же время, очень незначительный процент таких обращений был получен в отношении деятельности банков, по которым также практически не зафиксированы практики применения нецивилизованных методов урегулирования просроченной задолженности.
В связи с этим банки должны согласовать свою деятельность с указанным постановлением в течение трех месяцев, небанковские финучреждения и коллекторы – в течение двух.
Ниже приводим текст положения.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.
Автор: Наталья Мамченко