29 июля Верховная Рада Украины приняла в первом чтении и сократила срок подготовки ко второму чтению законопроект авторства Галины Третьяковой о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании службы занятости, социальном страховании на случай безработицы, содействии продуктивной занятости населения, в том числе молодежи, и внедрении новых активных программ на рынке труда №6067 (доработан) от 21.07.2022.
Указанный проект является доработанным Комитетом Верховной Рады по социальной политике вариантом поданного Кабинетом Министров одноименного проекта №6067 от 16.09.2021, который по результатам рассмотрения в Верховной Раде 08.07.2022 был передан на повторное первое чтение.
Главное научно-экспертное управление ВР высказало замечания к проекту.
«Прежде всего, обращаем внимание, что в соответствии с содержанием отдельных положений проекта их реализация может привести к уменьшению уровня социальной защиты застрахованных лиц в случае наступления безработицы, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 Конституции Украины, согласно которой «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».
В частности, это касается следующих положений проекта:
Таким образом, если согласно действующей редакции указанной части ст. 23 Закона застрахованному лицу, чтобы получить пособие по безработице в размере 70 процентов его средней заработной платы, необходимо более 10 лет страхового стажа, то в новой его редакции устанавливается, что для получения пособия по безработице в указанном выше размере застрахованному лицу необходимо иметь страховой стаж от 18 до 24 лет. Кроме того, размер пособия по безработице по истечении первых 90 календарных дней его выплаты предлагается уменьшить с 70 до 50 процентов.
Также ГНЕУ обращает внимание, что остаются непонятными причины внесения некоторых важных изменений в законодательство, что значительно усложняет как их анализ, так и анализ последствий их реализации.
«В частности, речь идет об исключении из законодательства положения по квотированию рабочих мест как дополнительной меры содействия в трудоустройстве гражданам, которым сложно на равных условиях конкурировать на рынке труда (исключение из КЗоТ ст. 196; из ст. 14 Закона Украины «О занятости» – ч ч. 2, 3, а из его статьи 53 – ч. 2), что, по нашему мнению, может негативно сказаться на уровне социальной защиты указанных категорий граждан», - отметили эксперты.
Также законодатель желает предусмотреть, что на период карантина и/или чрезвычайной ситуации, и/или чрезвычайного положения Кабинет Министров Украины определяет особенности:
«В данном контексте следует отметить, что в предложенном виде указанные особенности не выглядят обоснованными, поскольку остается непонятным, для чего они вводятся», - отметили в ГНЭУ.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.
Автор: Наталья Мамченко