Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития на своем заседании 25 июля рассмотрел законопроект 7442 о внесении изменений в Кодекс Украины по процедурам банкротства по применению процедур банкротства в период действия военного положения, разработанный с целью упрощения доступа к процедурам банкротств и повышения эффективности их применения в условиях военного и послевоенного положения, а также уточнение ряда процедурных вопросов и устранение несогласованностей и недостатков, выявленных при практическом применении положений Кодекса Украины по процедурам банкротства.
Предложенный проект Закона упростит доступ субъектов хозяйствования, ставших неплатежеспособными из-за полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации, к судебным процедурам банкротств, считают в Комитете.
Его принятие также позволит арбитражным управляющим надлежащим образом и своевременно осуществлять свои полномочия по делу о банкротстве (неплатежеспособности) без дополнительного обращения в хозяйственный суд, что уменьшит сроки рассмотрения дел и расходов, связанных с их рассмотрением.
По результатам обсуждения члены Комитета приняли решение рекомендовать Верховной Раде принять вышеупомянутый законопроект за основу.
«Во время полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации было уничтожено большое количество имущества субъектов хозяйствования, что усложнило или сделало невозможным осуществление такими субъектами хозяйственной деятельности, проведение ими расчетов с контрагентами и выполнение обязательств, что привело к наличию у субъектов хозяйствования признаков неплатежеспособности или явилось следствием их неплатежеспособности. Так или иначе подавляющее большинство субъектов хозяйствования Украины испытали последствия полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации.
Кроме того, от последствий совершения полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации также пострадали физические лица.
Условия и порядок восстановления платежеспособности должника – юридического лица или признания его банкротом в целях полного или частичного удовлетворения требований кредиторов и выхода с рынка, а также восстановление платежеспособности физического лица и/или освобождения его от долгов определяется Кодексом.
Так, Кодексом предусмотрен широкий, почти неограниченный объем мер по восстановлению платежеспособности должника, например таких, как реструктуризация предприятия, перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, отсрочка, рассрочка или прощение долга или его части, исполнение обязательства должника третьими лицами, удовлетворение требований кредиторов иным образом, ликвидация дебиторской задолженности, реструктуризация активов должника, продажа части имущества должника, выполнение обязательств должника собственником должника, отчуждение имущества и погашение требований кредиторов путем замещения активов, получения ссуд и кредитов, приобретение товаров в кредит и т.д.
Следовательно, для полноценного использования возможностей Кодекса для сохранения постоянства экономических отношений в Украине, возможности восстановления платежеспособности должников, в том числе сохранения рабочих мест и урегулирования выполнения обязательств, а также предотвращения банкротства должников или быстрого выхода неплатежеспособных должников с рынка существует необходимость предусмотреть компенсаторные и дополнительные механизмы во время военного положения и в течение шести месяцев со дня его прекращения или отмены, которые позволят таким неплатежеспособным субъектам применять судебные процедуры банкротства без дополнительных условий, которые могут являться препятствием для доступа или объективно сложными для исполнения.
Вместе с тем при практическом применении положений Кодекса выявлен ряд технических несогласованностей, недостатков и противоречий, требующих устранения», - указывают авторы.
Проектом Закона предлагается, в частности:
Также проектом Закона предусматривается внесение изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» с целью приведения положений настоящего Закона в соответствие с изменениями, предусмотренными проектом Закона об обеспечении раскрытия банками арбитражным управляющим банковской тайны и предоставления информации по запросам арбитражных управляющих.
Главное научно-экспертное управления ВР, рассмотрев проект в сжатые сроки, высказало о его содержании следующие замечания и предложения.
«1. Название проекта, согласно которому в нем должны регулироваться вопросы применения процедур банкротства в период действия военного положения, не согласуется с его содержанием, в котором эти вопросы регулируются только в новом пункте 1-6 «Заключительных и переходных положений» КУПБ. Все остальные изменения в КУПБ рассчитаны на применение как в условиях военного положения, так и после его окончания. В этой связи предлагаем соответствующим образом уточнить название проекта.
Согласно ч. 3 новой статьи ст. 12-1 КУПБ «отказ в предоставлении информации по запросу арбитражного управляющего, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, влекут ответственность, установленную законом, кроме случаев отказа в предоставлении тайной и/или служебной информации». Однако, в чем именно такая ответственность, в проекте не раскрывается.
Однако это не согласуется с ч. 5 указанной статьи КУПБ (в редакции проекта), согласно которой «кредиторы могут создавать фонд для авансирования выплаты денежного вознаграждения и возмещения расходов арбитражного управляющего» (т.е. по содержанию этого предписания средства фонда не могут использоваться для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему по окончании авансированных средств).
7.В проекте предлагается дополнить ст. 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (далее в этом пункте – Закон) новым п. 12, согласно которому информация о юридических и физических лицах, составляющих банковскую тайну, раскрывается банками «арбитражным управляющим – по их запросам относительно должников, в отношении которых арбитражный управляющий осуществляет полномочия распорядителя имущества управляющего санацией, ликвидатора, управляющего реструктуризацией или управляющего реализацией, в порядке, определенном статьей 12-1 Кодекса Украины по процедурам банкротства – в отношении банковских счетов клиентов (должников) и операций, проведенных в пользу или по поручению (должника), а именно сведения на конкретно определенную дату или за конкретный промежуток времени и в отношении конкретного должника: юридического или физического лица, физического лица - предпринимателя о наличии счетов, номерах счетов, остатке средств на счетах, операциях списания со счетов и/или зачислении на счета, назначении платежа, а также по договорам должника о хранении ценностей или предоставлении клиенту (должнику) в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком».
Считаем некорректным с точки требований законодательной техники ссылку на конкретную статью другого законодательного акта (что, среди прочего, будет постоянно требовать согласования содержания соответствующих предписаний в случае внесения изменений в указанную статью). В целом же, с нашей точки зрения, слова «в порядке, определенном статьей 12-1 Кодекса Украины по процедурам банкротства» следует исключить, поскольку это не касается предмета указанной ст. 62», - отметило ГНЕУ ВР.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.