Перед НАК «Нафтогаз Украины» поставили задачу стать так называемым национальным оператором на рынке нефтепродуктов. Это необходимо, чтобы обеспечить справедливость цен на рынке, заявил в интервью агентству «Интерфакс-Украина» глава НАК Юрий Витренко.
«Действительно, перед «Нафтогазом» стоит задача стать так называемым национальным оператором. Следует отметить, что идея не в том, что государство хочет монополизировать этот рынок. Но сейчас на рынке должен появиться мощный государственный игрок, к которому было бы полное доверие как со стороны государства, так и со стороны людей – с пониманием, что цены на этих заправках справедливы и честны.
Дипломатически говоря, существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС: есть определенные сговоры, что цены иногда бывают завышенными. Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка – 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1% – тогда больше доверия, что у потребителей есть возможность покупать по справедливой конкурентной цене. Если они видят, что на частных заправках цены заоблачные, могут поехать немного дальше и заправиться на государственной станции. Если сеть занимает 30% рынка, это уже дает реальную альтернативу людям. В свою очередь, это будет принуждать частных операторов тоже не задирать цены.
При совершенной конкуренции государство вообще не должно присутствовать на рынке, но когда конкуренция несовершенна, когда есть риск заговоров, злоупотребления и доминирования своим положением, в таких ситуациях появление государственного игрока позволяет сделать его ценовым лидером и отказаться от государственного регулирования цен. В текущей ситуации это даже рыночное средство в переходный период», заявил Витренко.
«Нафтогаз» еще не получил контроль над Glusco, там есть определенные нюансы, но надеюсь, что государство проявит определенную волю и мы будем иметь контроль над АЗС.
Впрочем, если у вас есть АЗС, это не значит, что у вас бензин. Сейчас с этим есть проблема. Узкое место сейчас – это не заправка. Многие закрыты, потому что у них нет ресурса. Даже не вопрос найти бензин и дизель за границей. К примеру, здесь в Давосе я провел переговоры с ведущими компаниями, и у нас есть возможность прямо сейчас в европейские порты привезти очень большой объем топлива, чтобы покрыть все потребности украинского рынка.
Для крупных компаний масштаб украинского рынка относительно невелик, они говорят: «Вопросов нет, все ваши потребности мы можем закрыть завтра». Проблема в том, что они могут поставить топливо в большие порты – Амстердам, Роттердам, Антверпен или Средиземноморье. А нам нужно, чтобы они дали это на границе Украины или в порты Польши и Румынии или помогли с логистикой из этих портов в Украину. Проблему с логистикой хорошо понимает министерство транспорта. Надеюсь, что правительство сможет решить проблему этого узкого места», - отметил Витренко.
«Нафтогаз» должен быть оператором национальной сети, чтобы не было вопроса высокой цены. Эту задачу поставил президент.
Также мы можем быть для государства эффективным инструментом сотрудничества с крупнейшими в мире компаниями по ресурсу. Но прежде нужно решить логистическую проблему, требующую политического лидерства. Украина никогда такие объемы не импортировала через железные дороги и автотранспорт на западной границе. Пока логистики в необходимых объемах нет.
Следует договариваться с такими странами как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, чтобы они нестандартным путем расширяли логистические возможности или даже иногда давали приоритет логистике нефтепродуктов в Украине. Это вопрос не только бизнеса или экономики, но и политики.
А роль «Нафтогаза» все же решать коммерческие вопросы, которые сложнее решить частному бизнесу. Крупным международным компаниям может быть легче в текущих условиях заключать контракты на поставку больших объемов нефтепродуктов именно национальной компании. Если для того чтобы появились дополнительные логистические возможности, нужно их забронировать на долгий срок – «Нафтогаз" это может делать. Ну и если правительству нужна помощь от «Нафтогаза» в части новых компетенций, то мы можем попытаться эти компетенции развить или приобрести на рынке, но на это нужно время и здесь не может быть гарантий», - подчеркнул он.
«Речь идет о заправках, которые мы полностью контролируем, и может идти и об АЗС «Укрнафты», где у нас мажоритарная доля. Там мы оказываем существенное влияние и можем проконтролировать, чтобы цены были адекватны. Когда у нас будет собственная сеть, у нас будет ясное понимание себестоимости – не в теории, а на практике.
С логистикой мы тоже готовы помочь, у нас достаточно финансового ресурса, чтобы сейчас забронировать любую логистику, главное, покажите ее нам», - заявил Витренко.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.