12 мая Верховная Рада приняла Закон «О повышении эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц» с предложениями Президента Владимира Зеленского (законопроект 7194).
Законом перечень санкций дополняется взысканием в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или опосредованно (через другие физические или юридические лица) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими.
Как выписано в законе, применение этой санкции является исключительной мерой, обусловленной остротой положения и необходимостью достижения целей в условиях правового режима военного положения.
Санкция в виде взыскания активов может быть применена только в отношении физических и юридических лиц, которые своими действиями создали существенную угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины (в том числе путем вооруженной агрессии или террористической деятельности) или в значительной степени способствовали (в том числе путем финансирования) совершению таких действий другими лицами.
Эта санкция может быть применена только в период действия правового режима военного положения.
Также стоит учитывать, что санкция может быть применена только в отношении лиц, на которых ранее была наложена санкция в виде блокирования активов по решениям Совета национальной безопасности и обороны Украины. Но «считаются» только решения, которые СНБО принял после вступления в силу принятого 12 мая нового Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения эффективности санкций, связанных с активами отдельных лиц».
Блокирование активов - первая стадия
Согласно закону обеспечение реализации санкции в виде блокирования активов осуществляется соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими субъектами в пределах предоставленных им полномочий.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции (орган, который пока не определен - прим. ред.), принимает меры по выявлению и розыску активов физических и юридических лиц, указанных в решениях СНБО.
Данный центральный орган исполнительной власти вправе привлекать к выявлению и розыску таких активов другие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В случае обнаружения незаблокированных активов центральный орган исполнительной власти обращается в соответствующие органы и/или к должностным лицам с требованием совершить действия, направленные на временное лишение соответствующих лиц права использовать и распоряжаться этими активами. Такое требование обязательно и подлежит немедленному исполнению.
Процедура взыскания
Наложение на активы ареста, установление моратория или любых других обременений (запрета распоряжаться или пользоваться ими), а также нахождение таких активов в залоге не препятствует взысканию этих активов в доход государства.
Ранее мы описывали, какие основания могут быть для применения санкции. В частности, среди них информационное содействие совершению действий или принятию определенных решений.
При наличии оснований, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции, обращается в Высший антикоррупционный суд с заявлением о применении к соответствующему физическому или юридическому лицу санкции - взыскания имущества или активов, в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Изначально такое заявление о взыскании активов в Высший антикорсуд должно было подавать Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК). Однако после вето Президента Владимира Зеленского НАПК заменили на «центральный органом исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере взыскания в доход государства активов лиц, в отношении которых применены санкции». Конкретно такого органа в Украине пока нет. Возможно, им станет Минюст.
Эти дела ВАКС рассматривает как суд первой инстанции. Апелляционная палата ВАКС пересматривает решения в апелляционном порядке. Кассационное обжалование решения АП ВАКС не предусмотрено.
Сам КАСУ дополнен статьей Статья 283-1 «Особенности производства по делам о применении санкций» (подробнее о процедуре судебного рассмотрения читайте тут).
Решение ВАКС о применении санкции в виде взыскания в день вступления в законную силу направляется Кабинету Министров для определения субъекта, порядка и способа его исполнения.
Кабинет Министров Украины уполномочен поручить осуществление мер, связанных с временным управлением активами, подлежащими взысканию в доход государства центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему реализацию государственной политики в сфере выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Фонду государственного имущества Украины, военным администрациям и/или другим органам государственной власти, хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.