Рада приняла закон Радиной об ослаблении антикоррупционных запретов на подарки для чиновников

16:17, 21 апреля 2022
21 апреля Верховная Рада приняла закон Анастасии Радиной о снятии антикоррупционных ограничений для чиновников и депутатов в части получения подарков и осуществления переводов.
Рада приняла закон Радиной об ослаблении антикоррупционных запретов на подарки для чиновников
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

21 апреля парламент принял закон о послаблении антикоррупционных ограничений для чиновников и депутатов. Речь идет о подарках.

Так, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики, «Слуга народа» Анастасия Радина ранее подала законопроект 7280, которым вносятся изменения в Закон «О предотвращении коррупции».

В то же время, Главное научно-экспертное управление ВР отмечает значительные коррупционные риски в ее законопроекте (а теперь уже принятом законе).

«Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является обеспечение правовой определенности по применению ограничений на получение подарков для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, приравненных к ним лиц, в условиях военного положения.

Для достижения указанной цели в законопроекте предлагается дополнить раздел XIII «Заключительные положения» Закона Украины «О предотвращении коррупции» новыми пунктами 23 – 26, в которых:

1) определить перечень обстоятельств получения средств, товаров, работ или услуг бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной, на получение которых во время действия правового режима военного положения не распространяются ограничения по допустимой стоимости полученных подарков, предусмотренные ч. 2 ст. 23 Закона;

2) установить, что субъект декларирования имеет право не указывать в декларации отчетный период которой полностью или частично приходится на период действия военного положения, сведения о полученных вышеуказанных средств, товаров, работ или услуг;

3) предусмотреть, что в случае получения дохода, приобретения имущества, осуществления расходов, связанных с получением и последующей передачей соответствующих подарков, указанных в п. 23 раздела XIII Закона (в редакции проекта), лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления или приравненные к ним лица не подают сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии.

ГНЭУ отмечает, что по действующему антикоррупционному законодательству лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления могут принимать подарки, соответствующие общепризнанным представлениям о гостеприимстве, кроме случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Ограничение стоимости подарков не распространяется на подарки, которые:

1) дарятся близкими лицами;

2) получаются как общедоступные скидки на товары, услуги, выигрыши, призы, премии, бонусы (абз. 2 ч. 2 ст. 23 Закона).

Кроме того, подарки, полученные чиновниками, как подарки государству, территориальной общине, государственным или коммунальным предприятиям, учреждениям или организациям, являются соответственно государственной или коммунальной собственностью и передаются органу, предприятию, учреждению или организации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (ч. 3 ст. 23 Закона).

Указанный законодательный подход позволяет установить такие ограничения по получению подарков лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, или приравненными к ним лицами, способствующими прозрачности их публичной деятельности и предотвращающими возникновение конфликта интересов.

Анализ же представленного законопроекта позволяет утверждать, что в течение действия военного положения в Украине вышеуказанное требование о соответствии подарков общепризнанным представлениям о гостеприимстве и ограничении стоимости подарков, установленные ч. 2 ст. 23 Закона, не будет распространяться на целый ряд объектов декларирования (речь идет не только о получении денежных средств, но и о различных видах товаров, предоставленных услуг и/или выполненных работ в пользу субъектов декларирования на безвозмездной основе или по цене меньше минимальной рыночной).

«На наш взгляд такая законодательная инициатива ведет к возникновению значительных коррупционных рисков.

Так, предписания по «подтверждениям» использования полученных лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, или приравненными к ним лицами, средств/товаров не дают возможности выяснить, какие именно документы, договоры и т.п. на практике будут однозначно свидетельствовать как о передаче определенных средств, товаров в полном объеме, так и о передаче указанных объектов адресатам исключительно для реализации указанных в законе целей (например, для защиты лиц, пострадавших в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины).

Кроме того, не совсем понятно, каким образом работы и услуги, о которых идет речь в проекте и которые, очевидно, предоставляются декларанту или выполняются в его пользу, могут впоследствии быть «переданы» на нужды Вооруженных Сил Украины или других военных формирований.

Если же имелись в виду работы и услуги в пользу только тех декларантов, которые фактически проживают на временно оккупированных территориях Украины, территориях ведения боевых действий в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, или которые были вынуждены покинуть свое место фактического проживания в результате ведения (угрозы ведения ) боевых действий, временной оккупации (угрозы временной оккупации) территории Украины», то и в этом случае непонятно, почему этим лицам дается право получать в соответствующий период подарки в неограниченных объемах, особенно если они не увольняются с работы или службы и будут получать заработную плату или другие предусмотренные законодательством доходы.

С другой стороны, следует учесть, что при осуществлении волонтерской деятельности в пользу упомянутых в законопроекте субъектов у декларанта, осуществляющего такую ​​деятельность, могут возникать расходы, связанные с доставкой соответствующих товаров. Следовательно, на цели, о которых идет речь, пойдет не вся стоимость полученных «подарков» (а фактически – пожертвований, вверенных волонтеру), а значит, возникает проблема дарения и декларирования средств, каки необходимые на сопутствующие расходы.

Следует также отметить, что перечень соответствующих объектов материального мира, которые могут выступать подарками для соответствующей категории субъектов декларирования, фактически неисчерпаем. Кроме того, при отсутствии привязки таких объектов к определенной стоимости соответствующие подарки могут быть достаточно ценными и использоваться лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, или приравненными к ним лицами в частных интересах.

Скажем, государственный служащий, бесплатно получивший генераторы, передает их определенному военному формированию (такая передача может быть даже документально оформлена), однако на самом деле фактической передачи таких товаров не происходило, а генераторы были проданы посторонним лицам), а соответствующее формирование в дальнейшем списывает указанное имущество как поврежденное или уничтоженное в результате боевых действий.

При условии неотражения соответствующими субъектами декларирования таких подарков в декларации, несообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии в случае получения дохода, приобретения имущества, осуществления расходов, связанных с соответствующими объектами декларирования, уполномоченные субъекты в сфере противодействия коррупции фактически будут лишены возможности должным образом отреагировать на соответствующие коррупционные или связанные с коррупционными правонарушения, совершенные лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления или приравненными к ним лицами», - отмечает ГНЭУ.

«Последнее, в свою очередь, не способствует поддержанию и укреплению системы, которая должна быть прозрачной и предотвращать конфликт интересов (см. ч. 4 ст. 7 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003; ратифицирована Украиной 18.10.2006) .

Нуждается в четком определении и перечне тех лиц, на которых могут распространяться рассматриваемые положения законопроекта. Ведь в предложенном проектом виде речь идет обо всех без исключения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления или приравненных к ним лиц. Да, согласно пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона к таким лицам относятся, например, военные должностные лица вооруженных сил Украины. В таком случае предложенный проектом порядок получения указанными лицами определенных подарков с последующей передачей их в Вооруженные силы Украины также закладывает существенные риски для злоупотребления ими своим служебным положением, незаконного обогащения, отмывания имущества, полученного преступным путем и т.д.

Отдельного внимания заслуживает и необходимость решения вопроса источника происхождения соответствующих подарков (кто именно и при каких условиях может их передавать лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления или приравненным к ним лицам).

Положения проекта достаточно сложны для восприятия и требуют более простого и понятного изложения. Учитывая это, а также другие изложенные выше соображения считаем, что принятие законопроекта должно сопровождаться его детальной проработкой», - отметили в экспертном управлении.

Впрочем, несмотря на вышесказанное, Рада все же приняла этот закон.

Ниже приводим сравнительную таблицу и вывод ГНЭУ.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики