Как известно, украинский парламент собирается перейти на дистанционное голосование.
Соответствующий законопроект о внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины о проведении дистанционных заседаний обсуждался уже давно, внесен в ВР 8 марта под номером 7129.
Как прописано в законопроекте, парламент может проводить заседания не в здании Верховной Рады (не по ул. Грушевского, 5):
1) по решению Верховной Рады, принятому большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады (Комитет предлагает дополнить эту норму: «а в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 83 Конституции Украины, по распоряжению председателя Верховной Рады, а в случае его отсутствия – первого заместителя или заместителя Председателя ВР, исполняющего обязанности председателя ВР);
2) в случае проведения заседания удалено в режиме видеоконференции.
Дистанционное заседание может быть проведено в случае введения военного положения, если заседание не может быть проведено в зале заседаний Верховной Рады.
В повестку дня дистанционного заседания не могут включаться вопросы о внесении изменений в Конституцию Украины, досрочное прекращение полномочий Президента, вопросы заключения мира и связанных с этим вопросов, проекты актов Верховной Рады, необходимость принятия которых вытекает из заключенных мирных соглашений.
Дистанционное заседание проводится в помещении (зале), определенном председателем Верховной Рады (при его отсутствии - первым заместителем или заместителем, исполняющим обязанности председателя ВР), с удаленным подключением к нему участников пленарного заседания в режиме видеоконференции.
Открытость и гласность дистанционного заседания обеспечивается путем его прямой трансляции по телевидению и радио, на официальном веб-сайте Верховной Рады и других веб-ресурсах (кроме случая проведения согласно Конституции Украины и настоящего Регламента закрытого дистанционного заседания).
Порядок организации проведения дистанционного заседания Верховной Рады
Решение о проведении дистанционного заседания не требует предварительной подготовки в комитетах и может быть принято спикером (первым заместителем или зампредседателя ВР, исполняющим обязанности спикера) после консультаций с председателями депутатских фракций (депутатских групп) или по предложению, принятому Согласительным советом.
Законопроекты, проекты других актов, включенные в повестку дня дистанционного заседания, и сопроводительные документы к ним предоставляются народным депутатам в электронном виде средствами единой автоматизированной системы или электронной почты путем рассылки информационных писем с соблюдением сроков.
Общая продолжительность дистанционного заседания предлагается председательствующим на таком заседании в зависимости от количества вопросов повестки дня.
Если у народных депутатов есть возражения по этому предложению, в дистанционном заседании объявляется перерыв, а решение о его продолжительности принимается согласительным советом.
Перед открытием дистанционного заседания Верховной Рады Аппарат Верховной Рады осуществляет видеофиксацию народных депутатов, которые в режиме видеоконференции присоединились к участию в дистанционном заседании, и о результатах сообщает председательствующему на дистанционном заседании.
Народные депутаты могут присоединиться к участию в дистанционном заседании в режиме видеоконференции в течение всего заседания.
Обсуждение вопросов на дистанционных заседаниях Верховной Рады
Процедура обсуждения вопросов на дистанционном заседании включает:
1) выступление народного депутата – инициатора внесения предложения или иного субъекта права законодательной инициативы или его представителя;
2) выступление председателя комитета (временной специальной комиссии) или представителя главного комитета (временной специальной комиссии);
3) выступления по одному представителю от каждой депутатской фракции (депутатской группы);
4) уточнение и объявление председательствующим на дистанционном заседании поступивших предложений, которые будут выноситься на голосование;
5) выступления по мотивам голосования по одному представителю от депутатских фракций (депутатских групп), представители которых не участвовали в обсуждении.
Представителям депутатских фракций (депутатских групп) слово для выступления в обсуждении предоставляется начиная с наибольшей по численности депутатской фракции (депутатской группы) до наименьшей.
Рассмотрение законопроекта на дистанционном заседании во втором чтении может быть проведено, если к такому законопроекту не поступило предложений, поправок, или по процедуре, предусмотренной статьей 119-1 Регламента, если против этого не возражает ни один из народных депутатов, от которых поступили предложения, поправки к этому законопроекту.
Организация голосования и установление его результатов на дистанционном заседании
Во время дистанционного заседания голосование осуществляется путем поднятия руки с указанием позиции «за», «против» или «воздержался».
Голосование народных депутатов на дистанционном заседании происходит путем опроса, начиная от наибольшей по численности депутатской фракции (депутатской группы) до наименьшей, опросы внефракционных народных депутатов в следующем порядке:
1) председательствующий на дистанционном заседании называет фамилию, имя и отчество народного депутата в алфавитном порядке внутри каждой депутатской фракции (депутатской группы), и внефракционных народных депутатов.
Видеоизображение народного депутата онлайн, фамилия имени и отчество которого названо председательствующим, выводится на монитор информационного табло в зале, в котором проходит заседание, и мониторы электронных устройств народных депутатов, с которых было осуществлено их присоединение к дистанционному заседанию;
2) народный депутат после появления его видеоизображения на мониторах называет свою фамилию, имя, отчество, после чего лично осуществляет голосование путем поднятия руки с указанием позиции «за», «против» или «воздержался».
3) после каждого голосования народного депутата председатель Счетной комиссии или определенный представитель Счетной комиссии сообщает о том, что личное волеизъявление народного депутата зафиксировано.
В случае если по техническим причинам народный депутат не смог проголосовать, такому народному депутату повторно предоставляется возможность проголосовать после завершения голосования внефракционными народными депутатами.
После завершения голосования всеми народными депутатами, участвующими в дистанционном заседании Верховной Рады, председатель Счетной комиссии или определенным Счетной комиссией представитель докладывает о результатах голосования за законопроект, проект другого акта, после чего председательствующий на дистанционном заседании объявляет решение, принятое Верховной Радой.
Открытое голосование осуществляется каждым народным депутатом лично путем поднятия руки и выражения своей позиции «за», «против» или «воздержался».
Решения Верховной Рады о проектах законов, постановлений, других актов Верховной Рады, включенных в повестку дня дистанционного заседания, принимаются в режиме видеоконференции, обеспечивающей видеозапись голосования каждого народного депутата.
Голосование членов Согласительного совета с правом одобрительного голоса при проведении дистанционного заседания Согласительного совета происходит путем их опроса. Член согласительного совета с правом одобрительного голоса лично осуществляет голосование путем поднятия руки с указанием позиции «за», «против» или «воздержался».Председательствующий на заседании Согласительного совета объявляет результаты голосования.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook, и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.