Михаил Подоляк рассказал детали о переговорном процессе

11:43, 13 марта 2022
Какой юридический формат сейчас обсуждается делегациями Украины и РФ: Подоляк рассказал детали.
Михаил Подоляк рассказал детали о переговорном процессе
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

12 марта стало известно, что переговоры украинской и российской делегации по поводу войны в Украине продолжаются. Правда, в видеоформате.

«Переговори з делегацією РФ тривають безперервно у відеоформаті. Створено спеціальні робочі підгрупи. Позиції України визначені надзвичайно жорсткими попередніми директивами», - написал Михаил Подоляк в своем Твиттере.

В тот же день, поздно вечером 12 марта, на «Ъ» вышла статья с комментариями советника главы Офиса Президента Украины Михаила Подоляка, который входит в группу переговорщиков с Россией. В беседе с «Ъ» он поделился некоторыми деталями переговорного процесса.

Ниже цитируем само издание «Ъ»:

«На столе переговоров сейчас лежат разные предложения, их много, там десяток предложений. В том числе и по политическому урегулированию и, главное, по военному урегулированию. Я имею в виду прекращение огня, формулу прекращения огня и вывода войск. Сейчас это все находится в условных рабочих группах, в юридических форматах обсуждается, как могут выглядеть итоговые документы, ведь надо будет их потом парафировать, подписывать и так далее. Как только будут наработаны взаимные встречные уже юридические форматы, будет назначена встреча — четвертый раунд переговоров. Это может быть завтра, послезавтра. Выходить дальше и просто проводить беседы уже, наверное, не надо. Мы обсудили все вопросы, мы сейчас эти вопросы пытаемся упаковать в какие-то юридические форматы»,— рассказал господин Подоляк.

То есть стороны приступили к оформлению договоренностей. Конкретикой на этот счет они не делятся. Михаил Подоляк оговаривается: делегации условились не комментировать содержание переговоров до момента, когда все ключевые позиции будут согласованы.

Господин Подоляк описал «Ъ» параметры договоренностей, на которые рассчитывает выйти украинская сторона. По его словам, договор между Россией и Украиной должен быть «многокомпонентным».

«Он должен включать в себя несколько позиций. Прежде всего позиции, касающиеся прекращения собственно войны как таковой. Второй пункт — процедура, скорость по временным параметрам выхода российских войск с территории Украины. Третья часть — это мирное соглашение. Каким образом мир будет гарантирован. И тут возвращаемся к ключевому моменту, вокруг которого все и строится,— гарантии безопасности Украине, чтобы подобные ситуации не повторялись»,— рассказал советник главы офиса президента Украины.

В переговорах, по словам Михаила Подоляка, обсуждается еще один — четвертый — компонент: «Это, естественно, обсуждение масштабных инфраструктурных разрушений, которые есть по всей стране. У нас же, к сожалению, несмотря на все заявления о том, что удары наносятся только по военной инфраструктуре, удары наносились очень часто и в последнее время особенно интенсивно, по гражданской инфраструктуре. Она существенно разрушена, особенно в приграничных областях, в части центральных областей. Соответственно, должны быть четко прописаны компенсаторные механизмы: за счет чего и за счет какого бюджета все это будет восстанавливаться. Это, извините, суммы в миллиардах долларов, если берем предварительную оценку».

Компенсацию Украина ожидает от России.

Россия, отметим, отвергает обвинения в нанесении ударов по гражданской инфраструктуре. В российских Минобороны и МИДе неоднократно заявляли, что атакуются исключительно военные объекты. При этом в ведомствах неоднократно заявляли, что украинские силовики размещают вооружения в жилых массивах населенных пунктов и сами обстреливают гражданские объекты. Киев, в свою очередь, это опровергает.

В целом же, по словам украинского переговорщика, будущий компромиссный российско-украинский документ должен быть всеобъемлющим. Он, объясняет Михаил Подоляк, должен включать невозможность повторения военных действий против Украины, включать для нее гарантии безопасности и также «учитывать те гарантии безопасности, которые хочет получить и Российская Федерация, которая имеет свои страхи по отношению к целому ряду глобальных военных союзов».

Михаил Подоляк считает, что стороны подходят к компромиссу: «У нас есть все предложения, которые так или иначе защищают эти интересы, выводят Украину из-под удара с точки зрения того, чтобы не повторились подобные ситуации, выводят Украину в компенсаторные какие-то истории в правильном смысле. И еще раз подчеркиваю: российская сторона гораздо более адекватно уже смотрит (на ситуацию.— “Ъ”). Но еще какое-то время должно пройти, чтобы они в целом на 100% понимали ту ситуацию, в которую попала именно Россия, а не Украина».

Встречные курсы

В украинских СМИ 10 марта появилась информация о выдвинутых Россией условиях. Издание «Зеркало недели» сообщило о шести ключевых пунктах: отказ от движения в НАТО и нейтральный статус Украины, одним из гарантов которого должна стать Россия; статус второго государственного для русского языка; признание Украиной Крыма частью России; признание Киевом независимости ДНР и ЛНР в административных границах областей; «денацификация» Украины, подразумевающая запрет деятельности ультранационалистических, нацистских и неонацистских партий и общественных организаций, отмена законов о героизации нацистов и неонацистов и, наконец, «демилитаризация Украины» — полный отказ от наступательного вооружения.

Михаил Подоляк был одним из первых, кто сразу опроверг информацию о существовании подобных требований.

В разговоре с «Ъ» он отметил, что тема «денацификации» больше не обсуждается. По его словам, этот вопрос ставился российскими переговорщиками на первой встрече (всего состоялось три раунда переговоров), но потом тема сошла на нет.

«Первично российская делегация исходила из ложного посыла о том, что у нас есть какие-то героизации фашизма, нацизма и так далее. У нас же, как оказалось, и для них это было удивительно, есть целый ряд европейских законов, где как раз прописаны полноценные запреты и осуждение всех проявлений нацизма и фашизма. Нелепо выставлять в качестве претензии стране что-то, что у нас уже урегулировано на законодательном уровне в полном объеме согласно европейским хартиям.

Он отметил, что детали обсуждавшихся гуманитарных блоков будут прописаны в итоговом коммюнике: «И вы увидите, что картинка выглядит иначе, чем изначально она подавалась в СМИ». «Я думаю, что буквально еще день-два и мы очертим все это. Я сторонник того, чтобы не разглашать информацию, которая не является на 100% подтвержденной в полном объеме. Если бы это были торговые какие-то конфликты или просто дипломатические переговоры, то, возможно, что-то можно было бы уже приоткрывать с точки зрения информационных интересов. Но здесь очень тяжелая ситуация, потому что многие страны (в том числе Россия и Украина) должны будут брать на себя целый ряд обязательств. И желательно дойти до конца и получить полный юридически сбалансированный пакет, чтобы не вызывать раздражения ни у кого»,— заявил господин Подоляк.

Отвечая на вопрос о том, остается ли на столе переговоров демилитаризация Украины и в каком контексте, Михаил Подоляк сообщил, что «идет стандартное обсуждение вопросов о том, как будет гарантировать себе Украина безопасность, в том числе своими вооруженными силами, в будущем»: «Это абсолютно проукраинский вопрос. Мы хотим иметь полноценную хорошую армию, которая будет иметь защитный оборонительный потенциал. Мы видим, что он необходим в современном мире. И будем иметь политико-военные гарантии того, чтобы не попадать в ситуацию, когда остаемся один на один с большими кризисами. Я имею в виду, связанными с войной. Все, что касается таких формулировок, как демилитаризация,— это все звучит нелепо. На самом деле формулировки будут гораздо более адекватные по итогам переговорного процесса».

Итоговый документ (вероятнее всего, мирное соглашение между Украиной и Россией), как полагает господин Подоляк, будут подписывать президенты двух стран. «Вы видите, что Владимир Зеленский берет на себя ответственность за все наши оборонные инициативы, за управление государством в военное время. Он построил по сути полноценный военный кабинет, который очень эффективен и работает практически круглосуточно. И безусловно президент Украины настаивает на двусторонних переговорах президентов России и Украины, где они смогут окончательно договориться о каких-то взаимных компромиссах, но с точки зрения интересов Украины, потому что Украина наиболее пострадавшая страна. Подписи, я так понимаю, будут ставить именно президенты Украины и России»,— предположил переговорщик.

При этом он полагает, что также может понадобиться участие третьих стран. «Это не просто какой-то маленький конфликт локального плана. В происходящее вовлечены — прямым и косвенным образом — многие страны. Они участвуют как посредники неформальные, формальные, активно принимают санкционные пакеты. Они уже оказывают прямую или непрямую помощь Украине, проводят постоянно между собой консультации. Эти страны, которые будут с Украиной и Россией решать проблему выхода на мирное соглашение, уже вовлечены 100% в эту проблему. Там не будет потребности как-то их дополнительно вовлекать, что-то рассказывать. Они за стол переговоров могут сесть в любой момент и буквально включиться сразу в итоговую работу, в подписание предварительного итогового документа. Я здесь проблем не вижу»,— пояснил Михаил Подоляк.

Проблему украинский переговорщик видит в другом — в дальнейших отношениях двух стран. «Будет тяжело убрать не какой-то наносной компонент медийной ненависти, а отторжение на долгие годы»,— заключил Михаил Подоляк», - пишет издание.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВа также на нашу страницу в Facebook, Viber и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики