Народные депутаты от фракции «Слуга народа» зарегистрировали в Верховной Раде законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упрощении управления многоквартирными домами» 7029 от 08.02.2022.
Зачем нужны изменения
Авторы поясняют необходимость изменений следующим.
«Порядок принятия совладельцами многоквартирного дома решений по вопросам управления таким домом определен законами «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» и «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» (для домов, где действует ОСББ).
Процедура принятия решения усложнена бюрократическими требованиями и устарела, что значительно усложняет создание объединения совладельцев многоквартирного дома и их ассоциаций, избрание совладельцами форм управления и принятие решений по управлению многоквартирными домами.
Требования законодательства относительно количества голосов, необходимых для принятия решения собранием совладельцев многоквартирного дома неоправданно завышены, что усложняет принятие решений, в том числе необходимых для эффективного управления многоквартирными домами.
Так, на сегодняшний день в Украине около 30% многоквартирных домов вообще не приняли решение по определению формы управления.
Сложная процедура принятия решения, в том числе, является преградой для участия в программах Фонда энергоэффективности, что не позволяет полностью раскрыть существующий потенциал данного института для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в жилом фонде.
Кроме того, в период действия карантина соблюдение установленного порядка принятия решений совладельцами почти невозможно без создания дополнительных угроз для здоровья совладельцев.
В октябре 2019 года Верховной Радой принят Закон №159-IX от 03.10.2019 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите права собственности». Этим Законом, в частности, были внесены изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», практическая реализация которых в части государственной регистрации создания ОСББ привела к тому, что отдельные государственные регистраторы требуют нотариально удостоверенную доверенность от лица, подающего пакет документов для регистрации, подтверждающий представительство от всех совладельцев многоквартирного дома.
Это создает существенное препятствие в процессе создания и текущей деятельности ОСББ.
Кроме того, Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» не предусматривает представление документов на государственную регистрацию, если часть документов создана в электронном виде, а часть – в бумажной. Это фактически делает невозможным принятие совладельцами решений в многоквартирных домах путем электронного голосования, поскольку в большинстве случаев не все совладельцы способны принять участие в письменном опросе с наложением электронной цифровой подписи.
Для решения вышеупомянутых проблемных вопросов разработан проект Закона, которым предлагается упростить управление многоквартирными домами, в частности путем использования электронных инструментов, и порядка создания и деятельности ОСББ, и путем устранения в законодательстве положений, неоднозначно трактуемых государственными регистраторами», - говорят авторы.
Проектом Закона предложено внесение изменений в законы «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» и «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», которые предусматривают:
«Принятие законопроекта создаст предпосылки для увеличения количества ОСМД, будет способствовать распространению использования электронных цифровых сервисов совладельцами многоквартирных домов, приведет к уменьшению расходов совладельцев на управление многоквартирными домами», - считают авторы.
Новый порядок создания ОСББ
В частности, законопроектом предлагается внести изменения в ст. 6 «Создание объединения. Созыв и проведение учредительного собрания объединения»
Так, в Законе «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» добавляется норма о том, что учредительное собрание предусматривает присутствие совладельцев (их представителей) для обсуждения вопросов повестки дня и/или оно может проводиться в режиме видеоконференции, что позволяет видеть и слышать совладельцев, участвующих в учредительном собрании объединения.
Уведомление о проведении учредительного собрания направляется инициативной группой не менее чем за 10 календарных дней до даты проведения учредительного собрания. Уведомление направляется в письменной форме и вручается каждому совладельцу под собственноручную подпись или путем почтового отправления (рекомендованным письмом) на адрес квартиры или нежилого помещения, принадлежащего совладельцу в этом многоквартирном доме. В сообщении о проведении учредительного собрания указывается, по чьей инициативе созывается собрание, место и время проведения, повестка дня.
Решение считается принятым, если за него проголосовали совладельцы, вместе имеющие более половины от общего количества голосов всех совладельцев.
Письменный опрос (в том числе в электронной форме с использованием электронных подписей, базирующихся на квалифицированном сертификате открытого ключа, согласно Законам Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронных доверительных услугах») проводится в порядке, предусмотренном Законом Украины « Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
Решение принимается путем поименного голосования и оформляется протоколом. При подсчете голосов учитываются и голоса, поданные совладельцами при проведении учредительного собрания, и голоса, поданные в ходе письменного опроса.
Каждый совладелец (его представитель), принявший участие в голосовании во время учредительного собрания или письменного опроса, с указанием результата голосования («за» или «против») ставит собственноручную подпись на листе опроса, который является неотъемлемой частью протокола или накладывает на него электронную подпись, базирующуюся на квалифицированном сертификате открытого ключа.
Протокол учредительного собрания должен содержать сведения о:
1) инициаторах учредительного собрания;
2) дате, времени и месте проведения учредительного собрания;
3) общем количестве совладельцев;
4) общем количестве голосов совладельцев;
5) избранном главе учредительного собрания;
6) повестке дня учредительного собрания;
7) основных положениях выступлений;
8) итоги голосования с указанием результатов голосования по каждому вопросу повестки дня учредительного собрания и решений, принятых учредительным собранием.
Учредительное собрание принимает решение о создании объединения, утверждении его устава, избрании состава и председателя правления, а также решении по определению лица, уполномоченного на подписание и представление документов для проведения государственной регистрации создания объединения совладельцев многоквартирного дома. Учредительное собрание уполномочено принимать и другие решения, отнесенные настоящим Законом к полномочиям общего собрания объединения.
В Уставе ОСББ прописываются, помимо уставных органов объединения, их полномочий и порядка формирования, также и порядок избрания председателя правления (кроме его избрания учредительным собранием).
Уставные органы объединения
Также в законопроекте уточняется статья 10, которая регулирует вопрос об уставных органах объединения.
Указывается, что по письменному заявлению совладельца к инициатору проведения общего собрания (в том числе поданному в виде электронного документа) уведомление о проведении общего собрания направляется ему на адрес электронной почты или с использованием других средств телекоммуникационной связи по предоставленным контактным данным, указанным в соответствующем письменном заявлении.
В таком случае вручение уведомления о проведении общего собрания соответствующему совладельцу под собственноручную подпись или путем почтового отправления (рекомендованным письмом) не требуется.
Решения общего собрания с указанием результатов голосования обнародуется в течение 30 календарных дней со дня проведения общего собрания в порядке, предусмотренном уставом объединения.
В предусмотренных уставом или решением общего собрания случаях оно может быть предоставлено совладельцам под собственноручную подпись, направлено почтой (рекомендованным письмом) или направлено на адрес электронной почты или с использованием других средств телекоммуникационной связи по предоставленным контактным данным, указанным совладельцем в соответствующем письменном заявлении.
Из закона исключается норма о том, что по решению общего собрания могут быть избраны представители от объединения, которым собранием предоставляются полномочия относительно оперативного решения срочных вопросов.
Отмечается, что решение общего собрания объединения совладельцев многоквартирного дома по отключению дома от сетей (систем) централизованного снабжения коммунальных услуг в порядке, установленном законом, и определение системы дальнейшего обеспечения здания коммунальными услугами, при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды считаются принятыми, если за них проголосовали совладельцы, которые вместе имеют более 75% от общего числа голосов всех совладельцев.
Также вносятся изменения в законы «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» и «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований».
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook, Viber и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.