Как известно, во многих городах Украины большие проблемы с адекватным распределением пассажиропотока. К примеру, из-за непродуманного или же неизвестного расписания автобуса жители забиваются в маршрутки, которые если и ведут учет количества пассажиров, то свой собственный. В итоге данные о том, где и какие маршруты общественного транспорта необходимы, как их следует откорректировать, какая нагрузка на конкретный маршрут, где нужны или не нужны остановки, не являются актуальными, поэтому автобусы могут ходить пустыми, а маршрутки – забитыми, создаются пробки.
Собрать реальные данные помог бы, среди других инструментов, электронный билет, о чем говорили при различных составах Кабмина.
К примеру, в Киеве цифровой билет работает в метро и транспорте Киевпастранса. Однако в маршрутках по-прежнему проезд оплачивается наличными. По предыдущему распоряжению КГГА э-билет должен был появиться и в маршрутках до 1 июля 2021-го. Но – не сложилось. «Перенос внедрения системы связан исключительно с неспособностью Минсоцполитики обеспечить компенсацию льготного проезда соответствующим категориям пассажирам – граждан, которые не зарегистрированы в Киеве», – заявили в пресс-службе КГГА. Затем внедрение э-билета отложили на 2023 год.
Большие планы, а что в нормах?
26 января 2022 года Верховная Рада собирается рассмотреть законопроект Кабмина о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о внедрении электронных билетов на автомобильном и городском электрическом транспорте 5705.
«Законопроект разработан с целью использования электронного билета в качестве правового основания для заключения договора перевозки пассажира и багажа, а также создания условий для надлежащего функционирования автоматизированной системы оплаты стоимости проезда в городском пассажирском транспорте с целью обеспечения реализации одной из ключевых реформ транспортной отрасли – внедрение электронного билета», - пишет министр инфраструктуры Александр Кубраков в пояснительной записке.
Впрочем, по существу законопроект изменений не содержит – к примеру, в части обязанностей и прав перевозчика, пассажира, органов власти, сроков внедрения э-билета и пр.
Так, законопроектом № 5705 предлагается внести лишь общие изменения.
В ч. 2 статьи 910 Гражданского кодекса Украины определить электронный билет, наряду с бумажным билетом, основанием для заключения договора перевозки пассажира и багажа.
Кроме того, будут несколько подправлены определения «электронный билет» и «билет» в законах «О городском электрическом транспорте» и «Об автомобильном транспорте». А функцию утверждения формы, обязательных реквизитов и сведений, которые должны содержать проездной документ и электронный проездной документ возложат на Министерство инфраструктуры.
При этом законопроект № 5705 не вносит, к примеру, изменения в Закон об РРО. Как отметил Минфин в своих замечаниях к проекту, отсутствие в Законе об РРО определения особенностей проведения расчетных операций с выдачей «электронного билета» может повлечь за собой законодательную коллизию относительно порядка фискализации и осуществления контроля за расчетными операциями при оказании услуг на автомобильном и городском электрическом транспорте.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады также высказало ряд замечаний. К примеру, редакционно неудачной выглядит обновленная редакция ч. 2 ст. 910 Гражданского кодекса, согласно которой «заключение договора перевозки пассажира и багажа подтверждается предоставлением соответственно билета или электронного билета и багажной квитанции, требования к которым устанавливаются в соответствии с законодательством». По действующей же норме – «заключение договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей соответственно билета и багажной квитанции, формы которых устанавливаются в соответствии с транспортными кодексами (уставами). В частности, из предлагаемой формулировки «заключение договора перевозки пассажира и багажа подтверждается предоставлением соответственно билета или электронного билета и багажной квитанции» неясно: кто и кому должен предоставить билет (электронный билет) – перевозчик пассажиру или, наоборот; в каком случае багажная квитанция является обязательным документом, если и билет, и электронный билет предоставляют пассажиру право на получение услуг по перевозке пассажира и багажа.
ГНЭУ также отмечает, что название проекта «не в полной мере» отражает его содержание. В частности, в названии проекта говорится о внедрении электронных билетов на автомобильном и городском электрическом транспорте, тогда как предлагаемые в проекте изменения в ч. 2 ст. 910 ГК предусматривают установление общей нормы по перевозке пассажира и багажа всеми видами транспорта, а не только городским электрическим и автомобильным.
В целом же, доподлинно неизвестно, какой механизм для обеспечения оперативного внедрения новаций в оплате проезда общественным транспортом имел ввиду автор законопроекта. Вместе с тем, Комитет рекомендовал принять его за основу.
Ниже приводим сравнительную таблицу.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook, Viber и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.