Известно, что в Украине не выполняется катастрофическая доля судебных решений. Можно годами судится, но, выиграв спор, так и не получить положенное. От этого страдает не только авторитет правосудия, но и авторитет государства в целом.
Комитет Министров Совета Европы постоянно констатирует то, что Украина до сих пор не решила проблему невыполнения судебных решений по социальным выплатам. Там отметили, что при нынешнем уровне выполнения судебных решений в 2,6% (!) Украина не может гарантировать судебную защиту и действенный доступ к правосудию.
Для примера, по подсчетам Государственной казначейской службы, долг Украины перед гражданами по судебным решениям, выполнение которых гарантировано (!) государством составляет 6 331 285 562,29 грн. Из этой суммы за 2021 год выполнено решений лишь на 99,99 млн грн. Что составляет всего 1,57%.
Более того, Украина систематически не выполняет даже решения Европейского суда по правам человека.
Вместе с тем, законопроект 5660 о реформе исполнительного производства до сих пор лежит в парламенте. К нему достаточно критически настроен Минюст.
А не так давно к критике Минюста прибавился еще один «аргумент» - вывод Счетной палаты Украины.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Счетная палата в своем отчете по вопросу выполнения решений в Украине обвинила частных исполнителей в том, что они отбирают хлеб у государственных исполнителей.
«Узакониванием/введением в 2016 году института частных исполнителей возможные потери доходов государственного бюджета, по расчетам, составили 334 400 тыс. грн (2020 год – 214 200 тыс. грн, и полугодие 2021 года – 120 200 тыс. грн)», - отметила СП.
Кроме того, Счетная палата считает рискованным законопроект, написанный в соавторстве с главой Комитета ВР по вопросам правовой политики Андреем Костиным.
«Следует отметить, что риск недополучения государством средств содержит положения законопроекта «О принудительном исполнении решений», внесенного на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами Украины Божиком В., Костиным А. и другими № 5660 от 14.06.2021, который 14.07.2021 был принят в первом чтении. Этот законопроект разработан во исполнение Меморандума о взаимопонимании между Украиной как Заемщиком и Европейским Союзом как Кредитором, ратифицированного Законом Украины от 25.08.2020 № 825-IX.
Отдельные положения этого законопроекта (по расширению полномочий частных исполнителей и их помощников, сужению функций контроля Минюста за деятельностью частных исполнителей, дисциплинарной ответственности частного исполнителя, порядку сдачи квалификационного экзамена, распределению средств в сводном исполнительном производстве) являются неприемлемыми, поскольку содержат риски для экономики и безопасности государства, создают основу для злоупотреблений в сфере принудительного исполнения решений и позволяют избегать ответственности за нарушения в этой сфере. С целью усовершенствования положений этого законопроекта Минюстом разработаны соответствующие предложения, направленные Комитету Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики письмом от 02.07.2021 № 28978/11.6.1/1-21», - высказывает свое мнение Счетная палата.
На публикацию об отчете Счетной палаты уже отреагировали в Ассоциации частных исполнителей. Там подозревают, что появление отчета может быть связано с тем, что близится дата рассмотрения законопроекта 5660 парламентом.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.