25 ноября формально стартовала работа нового органа – Бюро экономической безопасности (БЭБ). При этом у СБУ и Нацполиции производства БЭБ «забирать» будут только через несколько месяцев.
Незадолго до старта, 17 ноября, состоялось заседание Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности, в ходе которого депутаты задали ряд предметных вопросов директору БЭБ Вадиму Мельнику. Но, к сожалению, ответ они получили далеко не на все.
В сентябре 2019 году вступил в силу закон о декриминализации фиктивного предпринимательства. Не секрет, что эта статья была для правоохранительных органов рычагом давления на бизнес. «Налоговики» использовали эту статью, чтобы собрать материалы и в дальнейшем открыть производство, к примеру, за «уклонение от уплаты налогов» или доначислить налоги предприятию, которое работало с «фиктивным предпринимателем».
При каденции Президента Владимира Зеленского эту статью, наконец, упразднили. Так, принятый Верховной Радой Закон 101-IX «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины об уменьшении давления на бизнес» исключил ст. 205 из Уголовного кодекса.
Однако выходец из системы налоговой службы Вадим Мельник считает, что эта статья необходима.
«Есть вопросы на перспективу. Это рассмотрение вопроса не возвращения, но новой статьи, которая была, 205 УК «фиктивное предпринимательство». Эта та статья, которая дает прямой инструмент борьбы с системными уголовными проявлениями», - подчеркнул директор БЭБ на Комитете.
БЭБ, по задумке, должен был стать органом с «новым лицом». Но вышло не совсем так.
Большинство из тех, кто прошел через конкурс – бывшие «налоговики». На вопрос от депутатов о том, «почему более 50% претендентов на должности в БЭБ – это бывшие сотрудники ГФС», Вадим Мельник четкого ответа не дал, указав на прошлые «успехи ГФС» в работе.
О том, какими темпами шел конкурс (по 100 собеседований день), мы ранее писали. Как физически можно было обеспечить надлежащую проверку кадрового потенциала и добропорядочности новых работников, остается загадкой.
Также при тестировании кандидатов в БЭБ использовались не специализированные вопросы, рассчитанные на знание Уголовного кодекса, УПК, правоохранительной системы, специфики экономических преступлений, а обычные тесты для госслужащих с вопросами из серии «сколько ветвей власти в Украине» (Ранее мы публиковали эти тесты).
«Нами уже разработаны более серьезные специальные тесты для аналитиков и детективов», - попытался заверить депутатов Вадим Мельник на заседании Комитета. Впрочем, 30% коллектива уже набрали (хотя, как отмечает эксперт по вопросам создания БЭБ Олег Шрам, эти 30% - не совсем 30% и неясно, как в БЭБ назначили 214 сотрудников, проведя конкурс всего на 102 вакансии).
Не менее загадочным является и то, как быстро кандидаты из других регионов успели добраться в Киев на тестирование 12 ноября. Так, списки допущенных и недопущенных кандидатов на занятие вакантных должностей гласных и негласных штатных работников, имеющих специальные звания, были обнародованы только 11 ноября ближе к ночи. Получается, что у допущенных кандидатов было всего пару часов, чтобы купить билет и собраться на утреннее тестирование в Киеве.
Право ТВ тогда решило поинтересоваться, как кандидаты смогли так оперативно добраться в Киев (как отвечали кандидаты в БЭБ на вопросы журналистов, можно ознакомиться в сюжете Право ТВ).
«1) Невозможно по абсолютно объективным причинам в день провести такое количество собеседований и оценить профессиональную компетентность каждого кандидата. Следовательно, собеседования проводятся исключительно для формы, а победители известны еще до начала конкурса;
2) 60% претендентов не допущены к участию в конкурсе – уверен, такого высокого показателя не было ни в одном проводимом конкурсе в Украине за все время», - отмечал тогда эксперт по вопросам формирования БЭБ Олег Шрам.
Уже по итогам «конкурсного отбора» ситуация вышла еще интереснее.
«БЭБ утверждает, что до 25 ноября 2021 года успело укомплектоваться 30% от общей штатной численности центрального аппарата Бюро, что позволяет органу начать его работу.
В подтверждение этого указывается, что по состоянию на 22 ноября в БЭБ трудоустроено 214 работников. Среди них – государственные служащие, гласные штатные работники, имеющие специальные звания, а также лица, трудоустроенные по трудовым договорам.
Глупость и вот почему…
Сколько сейчас в БЭБ сотрудников, которые могут выполнять полномочия, непосредственно связанные с выполнением задач и функций Бюро?
На данный момент в ЦА БЭБ конкурсы проведены на такие 102 должности:
1) Госслужбы – 26;
2) Детективов – 29;
3) Аналитиков – 33;
4) Оперуполномоченных – 4;
5) Инспекторов – 10.
При этом, в Законе «Об ОРД» нет таких субъектов этой деятельности, как оперуполномоченный БЭБ. Как указанно выше, эту функцию могут выполнять исключительно детективы Бюро. Кроме того, инспекторы не наделены Законом полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность, досудебные расследования.
Следовательно, по состоянию на сегодня в БЭБ есть всего 99 работников, которые могут выполнять такие полномочия:
1. Директор
2. 26 госслужащих;
3. 29 детективов;
4. 33 аналитика;
5. 10 инспекторов.
Как сообщило сегодня БЭБ, у них уже трудоустроено 214 работников, следовательно, из них 115 работников (214 – 99 = 115) - по трудовому договору, которые не наделены и не могут быть наделены полномочиями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций Бюро», - отметил Олег Шрам.
Даже учитывая «замороженный» прожиточный минимум в проекте Бюджета 2022 года, оклады в БЭБ будут вполне приличными.
Так, Кабмин утвердил коэффициенты, исходя из которых «голый» оклад без учета надбавок, доплат и пр. будет следующим (если считать из минимального прожиточного минимума 2102 грн):
Первый заместитель директора, заместитель директора – 60 958 грн
Заместитель начальника территориального управления – 56 754 грн
Директор департамента (центральный аппарат) – 58 856 грн
Начальник самостоятельного управления – 52 550 грн
Детектив, аналитик, старший оперуполномоченный по особо важным делам – 44 142 грн
Наименьший оклад предусмотрен для инспектора. И он достигает 43 тыс. грн в центральном аппарате и 42 тыс. грн в территориальных управлениях БЭБ.
Должностной оклад самого Мельника, по его словам, 88 тыс. грн, а с учетом надбавок – около 120 тыс. грн.
Также прописывается ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере: при наличии стажа работы до пяти лет – 25%, более пяти лет – 30%, больше 10 лет – 35%, более 15 лет – 40%, более 20 лет – 45%, более 25 лет – 50% должностного оклада.
Премии работникам БЭБ устанавливаются в размере не более 30% должностного оклада.
Кроме того, работникам БЭБ выплачивается ежемесячная доплата за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, в размере в зависимости от степени секретности информации.
А также работникам БЭБ выплачивается ежемесячная доплата за научную степень доктора философии (кандидата наук) или доктора наук по соответствующей специальности в размере соответственно 15% и 20% должностного оклада.
При этом в ходе Комитета 17 ноября Вадим Мельник заявил, что средств на зарплаты сотрудникам не хватает, на 2022 год – всего 600 млн грн.
«1600 человек требует финансирования только зарплаты порядка миллиарда грн.
Буду благодарен поддержке по увеличению финансирования на 1,6 млрд – то, что депутаты уже предложили», - сказал он.
Впрочем, выйти на эту цифру в 1600 человек, по его словам, планируют только к концу февраля. За счет конкурсов или так, как было описано выше – пока неизвестно.
Вадим Мельник на Комитете отметил, что среди 210 человек центрального аппарата, которые должны приступить к работе с 25 ноября, «будет, минимум, 50 детективов-практиков».
«Мы готовы принимать уголовные производства. Сначала от ГФС. И в течение двух месяцев – от СБУ и Нацполиции», - подчеркнул он.
На вопрос о том, сколько будет передано уголовных производств от СБУ и ГФС, Вадим Мельник отметил, что это «порядка 1500-2000 уголовных производств».
При этом в БЭБ утверждают, что в начале деятельности Бюро нагрузка на сотрудников «будет достаточно большой, не менее 10 уголовных производств на одного детектива». «Но до конца февраля 2022 г., когда территориальные управления будут частично укомплектованы, некоторые уголовные производства будут передаваться в регионы, что, как следствие, уменьшит нагрузку на центральный аппарат. Оптимальной нагрузкой является примерно 4 уголовных производства на детектива».
Возникает вопрос, как быстро БЭБ справится с этими уголовными производствами.
«Из этих 1500-2000 будут уголовные производства, где лица находятся под стражей?
Не будет ли это в ущерб досудебному расследованию, когда вы говорите, что производства три месяца будут передаваться, и фактически они не будут расследоваться?» - спросил член Комитета, депутат Владлен Неклюдов.
«Сколько там содержится под стражей, сейчас точно не готов сказать. Это вопрос серьезный, и мы будем обсуждать его в момент передачи. Возможно, действительно сейчас неэффективно будет это передавать», - ответил Вадим Мельник.
Депутат, член Комитета Максим Павлюк отметил, что когда Комитет готовил законопроект 3959-2, то правоохранительные органы называли другие цифры: «Полиция называла цифры в 3500-5000 производств, которые может передать в БЭБ. ГБР и налоговая милиция – значительно меньшие цифры. Для себя я так понял, что это будет около 7000».
«Даже если 1500 – когда Верховная Рада откладывала начало работы БЭБ до 25 ноября, то нам тут все рассказывали, что с 25 ноября все производства будут переданы в БЭБ и граждане смогут обращаться по всем экономическим преступлениям, которые подследственны БЭБ.
Сейчас я слышу, что это уже февраль. Куда людям обращаться с этими заявлениями? Что делать с теми делами, которые вам передадут. Сейчас никто вам не может их передать ни по ЕРДР, ни обеспечить их сохранность, хранение вещественных доказательств. Что будет с оперативно-розыскными делами? Аналитики у вас будут выполнять функции оперативников?
Для меня налоговая милиция просто меняет вывеску, потому что сейчас большинство сотрудников заходит, по моим данным, из ГФС», - заявил Павлюк.
Вадим Мельник на это ответил, что с 25 ноября «мы сможем и будем обязаны принимать все заявления, уголовные производства».
Как отметил Вадим Мельник на заседании Комитета ВР, есть ряд категорий уголовных производств, где будет уровень дознавателей, но «вопрос о дознавателях – еще не продумывали».
Также депутаты задали вопрос по внутренним нормативным актам – методикам, положениям и пр., согласно которым действует БЭБ. «Их все еще нет в утвержденном виде. И прочитать их проекты негде, хотя правоохранительный орган не может действовать без внутренних инструкций», - отметили депутаты.
Вадим Мельник рассказал в ответ, что до 25 ноября их утвердить не успеют, но, вполне возможно, они будут готовы в течение «одной-двух недель».
Напоследок отметим, что у Бюро экономической безопасности отсутствуют контактные телефоны (по состоянию на вечер 25 ноября).
Также у БЭБ пока нет помещения. Куда звонить и писать людям, которые узнали из публичных выступлений директора БЭБ о том, что «с 25 ноября БЭБ начал работу» и «будет принимать заявления» - неизвестно.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и на Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.