2 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект Владимира Зеленского № 5067 о перераспределении подсудности категорий дел, которые рассматривает Окружной административный суд Киева, на Кассационный административный суд Верховного Суда (КАС ВС). Ранее мы писали об этом законопроекте.
Глава Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Андрей Костин, выступая с трибуны по поводу этого законопроекта, сообщил следующее.
«Цель этого законопроекта – повышение уровня защиты прав и интересов украинских граждан. Речь идет о том, что любой нормативно-правовой акт, который принимается или правительством, или центральным органом исполнительной власти, Нацбанком, может быть обжалован сразу в Кассационный административный суд Верховного Суда. И в таком случае БП ВС будет апелляционной инстанцией.
Цель состоит в том, чтобы эти нормативно-правовые акты, касающиеся прав и интересов каждого гражданина, не рассматривались в Окружном административном суде Киева, а сразу рассматривались наивысшим судом Украины. Он будет рассматривать эти дела коллегиально, а не единолично судьей».
По словам Андрея Костина, «проект обсуждался с представителями судебной власти, Верховным Судом. Звучали предложения, чтобы ко второму чтению его доработать и передать в ВС, как суд первой инстанции, нормативно-правовые акты Кабмина, а другие акты центральных органов исполнительной власти передать по первой инстанции в апелляционный суд города Киева» (имеется ввиду Шестой апелляционный административный суд – прим. ред). «Поэтому комитет будет дорабатывать этот законопроект ко второму чтению», - отметил Андрей Костин.
Напомним, что еще 10 июня Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики рекомендовал парламенту сделать уточнение.
Глава Комитета Андрей Костин тогда рассказал, что «в проекте вывода Комитета предложено, чтобы из тех органов государственной власти, которые определены в законопроекте Президента, оставить Кабмин как высший орган исполнительной власти, споры относительно нормативно-правовых актов которого будут рассматриваться в КАС ВС, а споры по актам остальных органов передать на рассмотрение по первой инстанции в суд апелляционной инстанции».
Напомним, сейчас в статью 22 КАСУ предлагается добавить положение о том, что Верховному Суду, как суду первой инстанции, будут подсудны дела по обжалованию нормативно-правовых актов Кабинета Министров, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины.
Комитет же предлагает, чтобы Верховному Суду, как суду первой инстанции, были подсудны дела по обжалованию нормативно-правовых актов Кабмина, акты же остальных перечисленных в проекте органов передать по первой инстанции в апелляционный суд.
Как отметил Министр юстиции Денис Малюська, который в данном случае представлял проект от имени Президента, «предложение, чтобы передать на рассмотрение Верховного Суда только те споры, где обжалуются акты Кабмина и он является ответчиком, в то же время оставив на уровне апелляционной инстанции другие категории дел, указанные в законопроекте, является в целом приемлемым и таким, что может быть использовано при подготовке проекта ко второму чтению».
По словам Малюськи, такая передача никак не повлияет на нагрузку, поскольку «речь идет о нескольких сотнях дел – приблизительно 300 в год, и у нас нормативно-правовые акты в таком количестве не обжалуются». «Не настолько, чтобы перегружать апелляционный суд или Верховный Суд», – добавил он.
Также Министр подчеркнул, что «территориальная подсудность при этом не будет изменена, оба суда – и апелляционный, и ВС – находятся в Киеве».
В свою очередь и. о. Главы Высшего совета правосудия Алексей Маловацкий сделал замечание относительно предложенного законопроектом содержания понятия «нормативно-правовой акт».
Напомним, что законопроектом в ст. 4 КАСУ прописывается, что нормативно-правовой акт – акт управления (решение) субъекта властных полномочий, который устанавливает, изменяет, прекращает (отменяет) общие правила регулирования однотипных отношений, и который рассчитан на долгосрочное и неоднократное применение, в том числе акт, который в соответствии с законом является регуляторным актом, и решение по вопросам установления тарифов на товары (услуги) субъектов природных монополий, цен (тарифов) для населения (если соответствующие полномочия по установлению цен (тарифов) предоставлены специальными законами).
«Что касается нормативно-правовых актов, то определение, которое дается законопроектом, не совсем отвечает логике законодательства. В таком случае к нему можно отнести любые акты, которые порождают права и обязанности. И так мы можем дойти до ситуации, когда Верховный Суд будет судом первой инстанции по всем делам, которые так или иначе связаны с нормативными актами.
Нужно четко определить перечень, какие нормативно-правовые акты и куда обжалуются. В ином случае все будут жаловаться в Верховный Суд», – подчеркнул Алексей Маловацкий.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Youtube «Право ТВ», чтобы быть в курсе самых важных событий.