Деньги ликвидируемых банков вместо погашения долгов вкладчикам могут быть направлены на покупку ценных бумаг.
Такая норма содержится в законопроекте № 4546 от 24.12.2020 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования механизмов вывода банков с рынка и удовлетворения требований кредиторов этих банков».
Авторами законопроекта являются народные депутаты из фракции «Слуга народа» Даниил Гетманцев, Ирина Аллахвердиева, Виктория Кинзбурская. Он был принят Верховной Радой в первом чтении 19.05.2021, а 17.06.2021 года комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал принять его в целом как закон.
Одним из положений законопроекта являются изменения в часть 5 статьи 12 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц», а именно в пп. 8-1. Он будет изложен в следующей редакции :
«5. Виконавча дирекція Фонду має такі повноваження при здійсненні тимчасової адміністрації та ліквідації банків:
…
8-1) приймає рішення про інвестування тимчасово вільних коштів банку, що ліквідується, в державні цінні папери (при умові достатності коштів для забезпечення ліквідаційної процедури)»
Согласно изменениям в статью 52 этого же Закона деньги от инвестирования в ценные бумаги направляются на удовлетворение требований кредиторов.
На инициативу Фонда гарантирования вкладов физических лиц в ходе заседания комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики (который возглавляет автор законопроекта Даниил Гетманцев) обратила внимание нардеп от «Европейской солидарности» Нина Южанина.
По мнению Южаниной, «мы обманываем людей тем, что мы, имея временно свободные деньги, не погашаем долги банка, а вкладываем их. Теперь у нас Фонд гарантирования вкладов станет прибыльной организацией и будет зарабатывать деньги?» Депутат напомнила, что Фонд не может быть коммерческой структурой.
Фонд гарантирования вкладов физических лиц объяснил появление странной нормы не менее туманно.
В 2014 году Национальный банк утратил контроль над банками «Морской» и «Черноморский» в Симферополе и Севастополе, а также контроль над банками на территории Донбасса. Закон поручил ФГВФЛ осуществлять их ликвидацию и производить накопление ликвидационной массы до разрешения вопроса в будущем относительно списка кредиторов. Поскольку вся документация осталась на оккупированных территориях, то Фонду разрешили собирать только ликвидационную массу. Фонд насобирал около полутора десятка миллионов гривен и теперь предлагает в целях защиты интересов кредиторов этих банков депутатам принять решение о вложении этих денег, чтобы они не лежали просто на счетах Национального банка, а защищали кредиторов от инфляционных процессов.
На вопрос Южаниной, почему эти деньги будут без согласия кредиторов размещены в ценные бумаги, Фонд ответил, что закон не предусматривает института собрания кредиторов при ликвидации банков.
Защищать Фонд взялись Андрей Иванчук из депутатской группы «Доверие» и глава комитета Даниил Гетманцев.
Гетманцев пояснил следующее: «Имущество продано, здание продано. Десять миллионов получено. А реестра кредиторов еще нет. То есть выплаты еще не произведены. Мы предлагаем дать возможность Фонду купить краткосрочные государственные ценные бумаги, которые имеют наивысший уровень ликвидности, и заработать на этом деньги для других вкладчиков».
Андрей Иванчук утверждает, что у Фонда имеется всего один или два таких кейса, когда имеются свободные деньги. И необязательно это будет использоваться в каждом ликвидируемом банке. В двух случаях Фонд столкнулся с такой ситуацией, поэтому нардепы пошли навстречу.
В конце концов, депутаты с боем утвердили изменение в закон.
Народные избранники не впервые обращают на них внимание. В частности, мажоритарщик Александр Дубинский вносил поправку с требованием это предложение из законопроекта исключить. Разрешение Фонду гарантирования вкладов физлиц вкладывать средства ликвидируемого банка в государственный ценные бумаги является, на его взгляд, нонсенсом и даже злоупотреблением, поскольку все средства от ликвидации должны идти на выплаты кредиторам. Но поправку Дубинского комитет отклонил.
Говорило об этой норме и Главное научно-экспертное управление. ГНЕУ указало в экспертном заключении, что непонятно о каких именно временно свободных деньгах идет речь, и обратило внимание, что статья 52 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (Очередность и порядок удовлетворения требований к банку, оплата расходов и осуществление платежей) требует уточнений.
Обернутся ли эти изменения для вкладчиков «лопнувших» банков выгодой или, наоборот, вредом, прогнозировать крайне сложно.
Но не следует забывать, что в Конституционном Суде Украины несколько лет рассматривается дело о соответствии Конституции Украины Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц». К чему приведет эта история, если вдруг КСУ решится признать закон № 4452–VІ неконституционным, неизвестно.
Ранее, «Судебно-юридическая газета» разбиралась как поправка депутатов в закон о «налоговой амнистии» могла повлиять на рынок недвижимости.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.