В последние десятилетия в Украине обрели популярность различные косметологические услуги, предусматривающие инъекции, удаление сосудов и пр. вмешательство в организм человека. Причем, делают такие процедуры не только специализированные клиники, но и обычные салоны красоты, где можно «увеличить губы» и заодно постричься. Если ранее эти услуги были доступны только за большие деньги, то теперь их могут себе позволить и люди со средним доходом.
Предложений масса – однако неясно, каким образом проводится контроль качества подобных услуг, качество используемых препаратов, наличие образования у сотрудников салона, и как быть, если после салона вы получили отек, синяк или последствия похуже – к примеру, заразились какой-либо инфекцией вследствие укола или вам парализовало лицо.
Как правило, клиент сначала старается решить вопрос мирным путем – звонит мастеру, в салон, пишет отзывы, упуская время, в которое можно зафиксировать ущерб здоровью. Но даже если вы не собираетесь обращаться в суд за возмещением вреда, возможно, вы захотите уберечь других от подобной ситуации.
Казалось бы, можно, по крайней мере, обратиться к уполномоченному государственному органу или органу местной власти, чтобы была проведена проверка заведения в рамках закона о защите прав потребителей. Однако на практике госорганы проводить такие проверки вовсе не спешат, и связано это не только с «карантинными» мораториями на проверки бизнеса.
Так, если вы как физическое лицо обратились в Минздрав с обоснованным заявлением о том, что в результате нарушения салоном красоты лицензионных условий медицинской практики вашему здоровью был причинен ущерб, то для внеплановой проверки необходимо будет решение экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования, еще и по обращению органа лицензирования.
А для проведения внеплановой проверки территориальным органом Госпродпотребслужбы (которая у нас отвечает за санитарное благополучие населения) нужно «наличие согласования центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в соответствующей сфере государственного надзора (контроля) (Государственной регуляторной службы – прим. ред) или соответствующего государственного коллегиального органа».
Что говорит Госпродпотребслужба
С вопросом о том, как проводятся проверки салонов красоты, косметологических кабинетов и какие разрешительные документы у них должны быть, «Судебно-юридическая газета» обратилась за разъяснением к Минздраву, Центру общественного здоровья Минздрава и Госпродпотребслужбе.
Центр общественного здоровья переадресовал запрос уполномоченному, на его взгляд, органу – Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей (Госпродпотребслужбе). В последней сообщили следующее.
Положением о Госпродпотребслужбе определено, что одной из ее задач является осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства, санитарного и эпидемического благополучия населения. Главным органом, который формирует политику в сфере этого благополучия является Министерство здравоохранения, которое утверждает санитарные нормы и правила.
Согласно п. 2.7 Государственных санитарных правил и норм для парикмахерских разных типов ДСПиН 2.2.2.022-99, утвержденных постановлением первого заместителя Главного санитарного врача Украины от 25 марта 1999 года № 22, в парикмахерских допускается наличие кабинета косметолога.
Пунктом 4.8 ДСПиН (напомним, от 1999 года) определены требования к косметологическому кабинету, который оборудуется косметологическим креслом, столиком для инструментария, стулом, который вращается, тумбой для косметологических препаратов, раковиной для умывания, настенным зеркалом, физиотерапевтическим оборудованием, стеллажами для чистого белья, устройствами для проведения дезинфекции и стерилизации.
Очевидно, что нормы эти достаточно устаревшие.
Все оборудование косметологических кабинетов должно иметь позитивный вывод государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Такую экспертизу согласно данным с сайта самой Госпродпотребслужбы проводит Госпродпотребслужба.
Получение любых разрешительных документов Госпродпотребслужбы относительно открытия/осуществления деятельности парикмахерских, салонов красоты, косметологических кабинетов не предусмотрено.
Вопрос лицензирования хозяйственной деятельности регулируется Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Статьей 7 Закона определен перечень видов хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию. Лицензирование хозяйственной деятельности по предоставлению косметологических услуг Законом не предусмотрено.
Но если речь идет о медицинской практике, то есть, уколы, инъекции и пр. – лицензия необходима.
Так, в Перечне органов лицензирования, утвержденного постановлением КМУ от 5 августа 2015 года № 609, для такого вида деятельности, как «медицинская практика» органом лицензирования определено Министерство здравоохранения.
Согласно пункту 4 Положения о Минздраве от 25.03.2015 № 267 Минздрав осуществляет лицензирование хозяйственной деятельности по медицинской практике и контроль за соблюдением лицензиатами требований лицензионных условий по медицинской практике.
Согласно Лицензионным условиям проведения хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденным постановлением КМУ от 2 марта 2016 года № 285, Лицензионные условия устанавливают организационные, кадровые и технологические требования к материально-технической базе лицензиата, обязательные для выполнения во время хоздеятельности по медпрактике.
Указанным постановлением не предусмотрено наличие каких-либо разрешительных документов Госпродпотребслужбы для получения лицензии на осуществления медицинской практики.
Итак, Госпродпотребслужба не выдает никаких разрешительных документов (хотя и проводит экспертизу оборудования). Но может ли она хотя бы провести проверку, если клиенты салона красоты жалуются на нарушение санитарных норм, отсутствие дезинфекции и пр.?
Тут служба отвечает следующим образом.
Постановлением Главного санитарного врача от 9 мая 2020 № 20 утверждены «Временные рекомендации относительно организации противоэпидемических мероприятий в парикмахерских и салонах красоты на период карантина», которыми установлены требования к функционированию указанных объектов, в том числе, режим использования масок и дезинфицирующих средств.
Рассмотрение обращений граждан относительно функционирования салонов красоты осуществляется государственными органами в рамках их полномочий в порядке Закона «Об обращениях граждан». То есть, в течение месяца, и то не факт, что вам ответят.
Правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хоздеятельности, права и ответственность субъектов хозяйствования определены Законом «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Статьей 6 этого Закона для органов государственного надзора (контроля) определены основания для внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля), в том числе обращение физического лица о нарушениях, которые причинили ущерб их правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства.
Внеплановое мероприятие в таком случае осуществляется территориальным органом государственного надзора (контроля) при наличии согласования центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в соответствующей сфере государственного надзора (контроля) или соответствующего государственного коллегиального органа. То есть, в частности, Государственной регуляторной службы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его подразделений.
Таким образом, плановые или внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) салонов красоты осуществляются территориальными органами Госпродпотребслужбы.
При этом, отмечают в Госпродпотребслужбе, «информация о количестве осуществленных мероприятий государственного надзора (контроля) салонов красоты статистической отчетностью Госпродпотребслужбы не предусмотрена».
Проще говоря, такие проверки вроде бы и проводились, но сколько их было и какие их результаты – неизвестно.
Выходит, что инициировать внеплановую проверку достаточно непросто.
Что говорит Минздрав
Основами законодательства Украины об охране здоровья определено, что медицинская помощь - это деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами.
В свою очередь, медицинское обслуживание - это деятельность учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке, в сфере здравоохранения, что не обязательно ограничивается медицинской помощью.
Косметологическое лечение путем внутрикожных инъекций является медицинской практикой и может применяться только специалистами лечебного профиля.
Пунктом 11 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 02.03.2016 № 285 (далее – Лицензионные условия) определено, что в медицинской практике лицензиат использует только те методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия, изделия медицинского назначения и дезинфицирующие средства, которые не запрещены к применению МОЗ Украины.
В соответствии с пунктом 13 Лицензионных условий лицензиат обязан оказывать медицинскую помощь и медицинские услуги в соответствии с клиническими протоколами и стандартами медицинской помощи (медицинскими стандартами).
Медицинская практика осуществляется лицензиатом по врачебным специальностям и специальностям младших специалистов с медицинским образованием, перечень которых утвержден приказом МЗ Украины от 19.12.1997 № 359 «О дальнейшем усовершенствовании аттестации врачей», зарегистрированном Министерством юстиции 14.01.1998 №14/2454 и от 23.11.2007 № 742 «Об аттестации младших специалистов с медицинским образованием», зарегистрированном Министерством юстиции 12.12.2007 №1368/14635.
Кроме того, в соответствии с пунктом 27 Лицензионных условий, другие работники, которые работают в системе здравоохранения, должны соответствовать специальным образовательным и кадровым требованиям, утвержденным приказом МЗ Украины от 12.08.2009 № 588 «Об аттестации специалистов с высшим немедицинским образованием, работающим в системе здравоохранения», зарегистрированном Министерством юстиции 12.08.2009 № 895/16911.
В свою очередь задачи, обязанности и ответственность работников в области здравоохранения, согласно их специальности и квалификации, определяются Справочником квалификационных характеристик профессий работников, выпуск 78 «Здравоохранение», утвержденный приказом МЗ Украины от 29.03.2002 № 117.
В соответствии со статьей 19 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» внеплановые проверки соблюдения лицензиатами лицензионных условий проводятся по основаниям:
1) выявления в документах, представляемых лицензиатом в орган лицензирования, информации, указывающей на несоблюдение им лицензионных условий – с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий в соответствующей части;
2) выявления в государственных информационных ресурсах (бумажных или электронных) информации, свидетельствующей о нарушении лицензиатом лицензионных условий или той, которая не согласуется с информацией, представляемой лицензиатом органу лицензирования – с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий в соответствующей части или проверки достоверности соответствующей информации;
3) распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий, выданного по результатам проведения мероприятия государственного надзора (контроля) – с целью проверки его выполнения;
4) обоснованного обращения физического лица, физического лица-предпринимателя, юридического лица о том, что в результате нарушения лицензиатом лицензионных условий такому лицу (лицам) был причинен материальный ущерб или нарушены его (их) законные права или интересы, - с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий в соответствующей части;
5) сообщения должностных лиц органов государственного надзора (контроля) о выявленных во время выполнения контрольных полномочий нарушениях лицензиатом лицензионных условий – с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий в соответствующей части;
6) непредставления лицензиатом в установленный срок органу лицензирования отчетности, представление которой предусмотрено лицензионными условиями, - с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий в соответствующей части;
7) наличия угрозы жизни или здоровью людей, окружающей среде или государственной безопасности, которая непосредственно связана с осуществлением лицензиатом вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, и документально подтверждена органом государственной власти, уполномоченным в соответствующей сфере, - с целью проверки соблюдения лицензиатом лицензионных условий, связанных соответствующим случаем;
8) представление лицензиатом письменного заявления в орган лицензирования об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию.
Внеплановая проверка соблюдения лицензиатом лицензионных условий по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5, осуществляется только при наличии согласования со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования, которое предоставляется на основании решения экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования по обращению органа лицензирования. Обращение органа лицензирования должно содержать документальное подтверждение обнаружения информации.
То есть, если вы как физическое лицо (или даже юрлицо) обратились с обоснованным обращением о том, что в результате нарушения лицензиатом лицензионных условий вам был причинен ущерб, то для внеплановой проверки необходимо будет решение экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования, еще и по обращению органа лицензирования.
Таким образом, инициировать проверку салона, который недобросовестно относится к здоровью своих клиентов, даже при явном нарушении очень сложно, что, безусловно, не может не вызвать вопросы о том, как в таком случае проводится контроль со стороны уполномоченных органов.
Впрочем, при наличии определенной настойчивости и зафиксированных нарушений, добиться проверки все-таки можно.
Здесь стоит отметить, что на данный момент для определенных категорий деятельности не действует «карантинный запрет» на проверки. В частности, это касается санитарного и эпидемического благополучия населения.
«Запрет на проведение плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности установлен Законом о поддержке налогоплательщиков (Закон «Про внесення змін до Податкового кодексу України та інших законів України щодо підтримки платників податків на період здійснення заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню коронавірусної хвороби (COVID-19)»). Однако действующим законодательством больше не предусмотрен тотальный запрет на проверки бизнеса, как это было раньше.
Итак, сегодня запрещается проведение плановых проверок органами государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности – до последнего календарного дня месяца, в котором завершается действие карантина.
Запрет на проведение проверок не распространяется на такие мероприятия государственного надзора (контроля):
Таким образом, до завершения карантина запрещаются плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) почти во всех сферах хозяйственной деятельности, кроме вышеупомянутых исключений.
Напомним, что ранее путем внесения изменений в закон была устранена юридическая коллизия, которая возникла из-за несогласованности норм двух законов, которые устанавливали запрет на проведение плановых проверок, но в разной степени», - отмечает Государственная регуляторная служба.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.