Верховная Рада 2 февраля приняла за основу законопроект 4486 авторства вице-спикера Руслана Стефанчука и его коллег.
В законопроекте предлагается внести изменения в законы «Об образовании», «О высшем образовании» и пр.
Так, предлагается на уровне закона наделить Президента Украины полномочиями предоставлять статус «национального» заведениям высшего образования и научным центрам. В то же время Конституция таких полномочий Главы государства не предусматривает.
Такая новелла, по мнению Главного научно-экспертного управления ВР, не согласуется с конституционной компетенцией Главы государства.
Также законопроект Руслана Стефанчука регулирует вопросы приватизации имущества учебных заведений.
Так, часть 4 ст. 80 Закона «Об образовании» предлагается дополнить положениями, согласно которым «в случае, когда имущество (кроме земельных участков) государственного или коммунального учебного заведения более трех лет с момента уведомления органа управления о прекращении его использования не используется в образовательном процессе, не обеспечивает уставную деятельность и дальнейшее его использование по образовательному назначению не планируется или невозможно, а другие государственные или коммунальные учебные заведения, учреждения, предприятия и организации в течение этого периода не выразили заинтересованность в передаче им указанного имущества, это имущество в установленном законодательством порядке может быть включено в перечень объектов, подлежащих приватизации при условии, что поступления от приватизации такого имущества используются исключительно на образовательные нужды».
Вместе с тем, предложение об использовании поступлений от приватизации такого имущества «исключительно на образовательные нужды» не соответствует требованиям ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», согласно которым средства, полученные от продажи государственного или коммунального имущества, другие поступления, непосредственно связанные с процессом приватизации (суммы штрафных санкций за несвоевременные расчеты за приобретенные объекты приватизации и т. д.), зачисляются в государственный или местный бюджет в полном объеме, кроме платы за участие.
Кроме того, в соответствии с действующими положениями абз. 1 этой же ч. 4 ст. 80 Закона Украины «Об образовании» объекты и имущество государственных и коммунальных учебных заведений не подлежат приватизации или использованию не по образовательным назначению, кроме предоставления в аренду с целью предоставления услуг, которые не могут быть обеспечены непосредственно учебными заведениями, связанных с обеспечением образовательного процесса или обслуживанием участников образовательного процесса.
Также в ч. 1 ст. 31 Закона «О высшем образовании» предлагается дополнить виды реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) учреждения высшего образования понятием «выделение».
Как отметили в ходе обсуждения депутаты, стоит детально прописать процедуру, чтобы на имущественных комплексах вузов не вырастали чьи-то дачи.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.