28 января Верховная Рада не смогла принять за основу законопроект 4533 о конституционной процедуре. Напомним, что в конце декабря 2020 года Рабочая группа по урегулированию конституционного кризиса под руководством Дениса Монастырского и Ольги Совгири презентовала свои наработки в виде законопроекта 4533 о конституционной процедуре.
«За» принятие в первом чтении набралось только 197 голосов. В итоге 226-тью голосами законопроект направлен на повторное первое чтение в Комитет ВР по вопросам правовой политики.
Ольга Совгиря не принимала участие в голосовании за законопроект ввиду конфликта интересов (она, а также еще один депутат Юрий Павленко являются кандидатами в КСУ).
Напомним, что ранее определенный резонанс вызвало предложение законопроекта снять запрет для действующих депутатов быть кандидатами в Конституционный Суд (комментарий Ольги Совгири по этому поводу ранее публиковала «Судебно-юридическая газета»).
«Расходы из бюджета на принятие КСУ одного решения составляют 15 млн грн. Я думаю, что при таком бюджете государство может позволить себе расходовать средства только на юридически выверенные и политически нейтральные решения», - отметила Ольга Совгиря в ходе презентации законопроекта.
Напомним, что поводом для реформы КСУ стало резонансное решение Конституционного Суда 13-р/2020 об отмене ответственности за недостоверное декларирование и упразднении ряда полномочий НАПК.
Сначала Зеленский внес законопроект о роспуске КСУ, но затем обратился к Венецианской комиссии, чтобы та дала свои советы, как быть дальше с КСУ. В итоге 28 января стало известно, что Владимир Зеленский свой законопроект о возобновлении общественного доверия к конституционному производству вовсе отозвал.
Презентуя законопроект 4533, представительница парламента в КСУ, народный депутат, замглавы Комитета ВР по вопросам правовой политики Ольга Совгиря отметила, что это своеобразный «Кодекс конституционного судопроизводства».
Законопроект предусматривает, что КСУ будет принимать решение 12 голосами судей, а не 10-тью, как сейчас; на повестку дня сможет влиять не только глава КСУ, но и судьи; дела с определенным промежутком нужно будет ставить в повестку дня; вводится автоматизированное распределение дел в КСУ; КСУ не сможет выходить за рамки вопросов, поставленных в конституционном представлении.
Также законопроект устанавливает, по словам Ольги Совгири, «основы дисциплинарного производства в отношении судей КСУ с детализацией на уровне регламента Конституционного Суда».
По ее словам, над законопроектом работали высококвалифицированные эксперты по конституционному праву. Правда, имена этих экспертов названы не были.
Как отметила Ольга Совгиря, установление кворума в 12 голосов судей КСУ для принятия решения «обеспечит принятие Конституционным Судом более взвешенных и обдуманных решений».
Кроме того, внедряется устная форма производства как основная форма рассмотрения дел. «Граждане должны понимать, что КСУ работает открыто и прозрачно», - сказала она.
Устанавливается механизм формирования повестки дня КСУ.
«На данный момент существует позорная ситуация, когда повестка дня Конституционного Суда фактически формируется единолично его главой, вследствие чего формирование происходит непрозрачно», - отметила Ольга Совгиря.
Внедряется единый централизованный реестр актов КСУ.
Повышаются требования к мотивировке решений КСУ. «Это ненормально, когда КСУ признает неконституционными 50 норм законов, со ссылкой на одну норму Регламента, а само решение состоит из 5-7 страниц», - считает замглавы Комитета.
Также она отметила, что в законе впервые унормируется процедура дисциплинарного производства в отношении судей КСУ.
Напомним, что вывода Венецианской комиссии депутаты решили не ждать. Как было отмечено в ходе заседания парламента 28 января, только сегодня проект будет направлен в Венецианскую комиссию для предоставления заключения.
Это вызвало у некоторых депутатов замечание.
«Манипуляцией является то, что этот закон нельзя принимать без вывода ВК. Позавчера мы проголосовали закон о референдуме, где оценка ВК и работа велись параллельно», - сказала Ольга Совгиря.
Отметим, что авторы законопроекта предлагали применить специальную процедуру по ч. 1 ст. 116 Регламента для возможности корректировки содержания этого закона в случае принятия заключения Венецианской комиссии.
Стоит напомнить, что это будет уже третье заключение ВК по реформе деятельности КСУ. Видимо, двух предыдущих оценок народных депутатам оказалось мало.
С первым Выводом ВК можно ознакомиться по ссылке.
Во втором Выводе Венецианская комиссия рекомендовала создать контрольный орган для отбора кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с международными экспертами и представителями гражданского общества.
Впрочем, эта и некоторые другие рекомендации не были учтены Рабочей группой в законопроекте 4533.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.