Заместитель министра юстиции Александр Банчук 19 ноября на форуме коалиции «Реанимационный пакет реформ» «Диалоги о реформах: на пути к Вильнюсу» рассказал, что на основании международных обязательств перед МВФ и Евросоюзом еще в августе был разработан законопроект, который предусматривал создание Экспертной комиссии по отбору членов Высшего совета правосудия. В нее должны были войти и представители от судей.
«Почему тут важно представительство судей? Чтобы сделать легитимным этот процесс в глазах судей – чтобы их представители принимали участие в отборе органа судебной власти. А представительство международных партнеров важно для иностранных инвесторов, это будет значить, что процессу можно доверять. Иностранный инвестор будет смотреть, представлены ли в этой комиссии наши международные партнеры.
Но третий важный блок для Украины, который сейчас заложен в законопроекте, это то, чтобы еще треть в экспертную комиссию делегировал Общественный совет добропорядочности. Мы считаем, что недостаточно отдать этот процесс в руки судей и международных партнеров. Нужно, чтобы там были представители общественных организаций, поскольку они являются представителями всех украинских граждан, всего украинского общества в этой сфере. Они показали себя не один десяток лет, что они активные и способны выполнять эти функции, способны обеспечить прозрачность и эффективность таких процедур. Поэтому мы предложили, чтобы в комиссии по отбору были и представители ГРД.
Предусматривается, что экспертная комиссия по отбору кандидатов в члены ВСП фактически будет проводить на каждую вакантную должность в Высшем совете правосудия конкурс. И далее будет предлагать субъектам назначения не менее двух кандидатов на каждую должность.
И также предусматривается, что такая комиссия обязана провести проверку добропорядочности действующих членов Высшего совета правосудия.
Ранее был опубликован критический вывод Высшего совета правосудия на этот законопроект.
Но мы также прислали этот законопроект в Верховный Суд, МВФ, представительство ЕС и пр. Все были проинформированы еще в августе.
Я лично и эксперты Министерства не соглашаются с большей частью критики, которая была высказана ВСП. Потому что на их взгляд, этот законопроект посягает на суверенитет, независимость Украины и полномочия конституционных органов. Но мы считаем, что полномочия этой комиссии не подменяют собой полномочия субъектов формирования ВСП, ведь за ними остается право выбирать члена ВСП.
Аналогично, что касается проверки добропорядочности членов ВСП, решение комиссии не является окончательным.
Поэтому после учета замечаний этот законопроект уже готов и сейчас он ждет своего вынесения на правительство.
Дело в том, что мы до сих пор технически не знаем, будут ли эти положения в законопроекте 3711. Как только будет политическое решение, что мы двигаемся по нашей логике или это будет от Офиса Президента исходить, ситуация прояснится.
Но важно, что наше видение изменений знают и в Венецианской комиссии, которая вспомнила о позитивных нормах, которые содержатся в нашем законопроекте в своем Заключении.
Неопределенность с 3711 останавливает правительство, чтобы сказать свое слово и вынести этот законопроект на рассмотрение парламента.
Если 3711 будет содержать нормы о ВСП, то отпадает необходимость нашего законопроекта. Фактически мы теперь на раздорожье», — отметил Александр Банчук.
В свою очередь, глава Комитета ВР по вопросам правовой политики Андрей Костин отметил, что «мы находимся в моменте, когда подходим к вопросу улучшения работы Высшего совета правосудия. Я тут очень аккуратно использую слово «реформы», не потому, что я не хочу реформы – а просто слово «реформа», на мой взгляд, может быть несколько дискредитировано. Мы понимаем, что система работает, она, возможно, требует некоторого улучшения», — сказал он.
Также он акцентировал на необходимости решения проблемы неодинаковой практики Верховного Суда, когда по одному и тому же вопросу принимаются различные решения.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.