19 июня в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения равных возможностей матери и отца по уходу за ребенком № 3695. Его зарегистрировала целая группа народных депутатов от «Слуги народа».
В частности, данным законопроектом предлагается:
1) дополнить Кодекс законов о труде и Закон «Об отпусках» новым видом отпуска – отпуском при рождении ребенка продолжительностью до 14 календарных дней, оплачиваемого за счет работодателя.
Такой отпуск предоставляется одному из перечисленных лиц: мужчине, жена которого родила ребенка; отцу ребенка в случае, если он не находится в зарегистрированном браке с матерью ребенка, но которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности; бабушке или деду, или другому совершеннолетнему родственнику ребенка, который фактически ухаживает за ребенком, если мать (отец) ребенка является одинокой матерью (отцом):
«Стаття 77-3. Відпустка при народженні дитини
Одноразова оплачувана відпустка при народженні дитини тривалістю до 14 календарних днів без урахування святкових і неробочих днів надається працівникам, а саме:
Відпустка при народжені дитини надається лише одній з осіб, вказаних у частині першій цієї статті.
Відпустка при народженні дитини надається у порядку, встановленому Законом України «Про відпустки».
Также этим законопроектом предлагается:
2) определить отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста как равное право каждого из родителей ребенка (матери и отца) и внести соответствующие изменения в статьи 179, 181 Кодекса законов о труде и статьи 18, 20 Закона «Об отпусках»;
3) дополнить положения статьи 182-1 КЗоТ и статьи 19 Закона Украины «Об отпусках» о праве работников обоего пола, имеющих детей или совершеннолетнего ребенка - лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, на дополнительный отпуск;
4) дополнить положения статьи 51 КЗоТ относительно возможности установления сокращенной продолжительности рабочего времени для мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью, и родителей, воспитывающих детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении).
Как поясняют авторы, Конституция и ряд законов закрепляют принцип равенства женщин и мужчин в трудовых и брачно-семейных отношениях.
Однако, с другой стороны, в действующем законодательстве содержатся нормы, которые закрепляют и усиливают гендерный дисбаланс и на основе которых сформировалась негативная правоприменительная практика. Речь идет о положениях трудового законодательства, а именно Кодексе законов о труде и Законе «Об отпусках».
Хотя указанные законодательные акты и содержат нормы, формально закрепляющие право женщины и мужчины на отпуск по уходу за ребенком, на практике мужчины сталкиваются с препятствиями в реализации такого права. Это подтверждается следующим.
В соответствии со статьей 18 Закона «Об отпусках» и статьи 179 КзоТ отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, которые фактически ухаживают за ребенком или лицом, усыновившим или взявшим под опеку ребенка. Согласно ч. 4 статьи 20 Закона «Об отпусках» основанием для предоставления такого отпуска указанным выше лицам является справка с места работы (службы, учебы) матери ребенка о том, что она вышла на работу до окончания срока отпуска по уходу за ребенком и выплата ей пособия по уходу за ребенком прекращена.
Следовательно, право отца ребенка, бабушки или других родственников, которые фактически ухаживают за ребенком, на получение такого отпуска может быть реализовано исключительно при условии предоставления справки с места работы матери ребенка.
Таким образом, закрепился дискриминационный подход, согласно которому право отца на отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста понимается как производное от права матери на такой отпуск, то есть только мать может делегировать право на отпуск родителю другими родственниками, которые фактически ухаживают за ребенком.
На практике это приводит к тому, что отец, мать ребенка которого является самозанятым лицом или физическим лицом предпринимателем, ограничен в праве воспользоваться отпуском по уходу за ребенком, поскольку такая женщина не состоит в трудовых отношениях и не имеет права на любой вид отпуска.
Кроме того, статья 51 КЗоТ предоставляет возможность установки сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью. Также статья 182-1 КЗоТ устанавливает дополнительный отпуск женщине, которая работает и имеет двух или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью, или которая усыновила ребенка, или матери лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы. При этом соответствующие права не предоставляются отцу ребенка.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.