Как известно, уже через месяц, с 1 июля 2020 года должен заработать институт уголовных проступков. Ранее вступление закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» в силу отложили «по техническим причинам». Сам закон об уголовных проступках был принят еще в ноябре 2018 года, а подписан в апреле 2019 года.
Так, в ходе заседания Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности в ноябре 2019 на тот момент заместитель Генерального прокурора Виктор Чумак отметил, что после обсуждения технической возможности начала работы по закону об уголовных проступках было обнаружено, что не готово программное обеспечение, которое позволяет корректно работать в этой части Единому реестру досудебных расследований. «Чтобы оно начало работать, нужно всем правоохранительным органам видеть структуру органов дознания, количество подразделений и должностных лиц, которые будут работать с уголовными проступками, их полномочия. На сегодня этой информации нет ни в Национальной полиции, ни в ГБР», — отметил тогда Виктор Чумак.
Оттерминование вступления в силу нового института было связано и с тем, что недостаточно подготовились для работы с новым законом правоохранители. Не все работники Национальной полиции прошли соответствующую подготовку, ведь рассматривать протоколы будут не только следователи, но и другие лица: участковые полицейские, полицейские офицеры общины, дознаватели.
Более того, необходимо внести изменения в значительное количество законов, чтобы изменить термин «преступление» на «уголовное правонарушение». Ведь закон об уголовных проступках вводит в Уголовный кодекс понятие уголовных правонарушений, которые, в свою очередь, разделяются на преступления и уголовные проступки. Этот вопрос актуален и по сей день.
21 мая в Офисе Генерального прокурора состоялась рабочая встреча Генерального прокурора Ирины Венедиктовой с народными депутатами – членами Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности и представителями Нацполиции, Государственного бюро расследований, Государственной фискальной службы. В ходе мероприятия шла речь о состоянии готовности к введению института уголовных проступков и механизмов их расследования в форме дознания, а также текущем состоянии реформирования органов прокуратуры.
По словам Ирины Венедиктовой, уже начал работу Тренинговый центр прокуроров, который поможет подготовить специалистов к запуску института уголовных проступков. Офис Генерального прокурора к этому активно готовится, чтобы он заработал вовремя, с 1 июля 2020 года.
Сейчас продолжаются технические работы по внедрению уголовных проступков в Едином реестре досудебных расследований, которые состоят из процессуальной и аналитической составляющей, отметили в ОГП.
Действительно, 3 апреля между Офисом Генпрокурора и ООО «ИТ СПЕЦИАЛИСТ» в лице директора Максима Тищенко заключен договор о предоставлении услуг по сопровождению и развитию информационной системы «Единый реестр досудебных расследований» и ее подсистем.
Сумма договора составляет 14 млн грн. Срок предоставления услуг – до 1 октября 2020 года. С текстом договора можно ознакомиться ниже.
Впрочем, остается открытым ряд вопросов. В частности, успеют ли принять законодательство о замене терминологии. Соответствующий законопроект №3314 пока принят только за основу.
Более того, Минюст предлагает новые изменений в УПК, которые также касаются уголовных проступков. К примеру, исключается статья 39-1, регулирующая полномочия руководителя органа дознания. Как отмечает Минюст, создание формальных различий между следователем и дознавателем и соответственно между руководителем органа досудебного расследования и руководителем органа дознания, ответственных за расследование на практике может усложнить, а не упростить расследование.
В целом, проектом Минюста предлагается организацию осуществления досудебного расследования проступков и преступлений отнести к полномочиям руководителя органа досудебного расследования, таким образом отказаться от создания двух структур, на одну из которых возложено осуществление досудебного расследования преступлений, а на другую – проступков.
Очевидно, что такие кардинальные преобразования в законодательстве могут повлиять и на техническую часть по совершенствованию ЕРДР, ведь нормальное функционирование программного обеспечения возможно лишь при стабильном законодательстве.
Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» публиковала законопроект Министерства юстиции о внесении изменений в УПК относительно упрощенного досудебного расследования.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.