19 мая Верховная Рада приняла в целом как закон проект №2256 относительно усовершенствования процедуры внесения изменений в УК, УПК и КоАП.
Закон, как это указано в пояснительной записке к нему, направленный на усовершенствование процедуры внесения изменений в Уголовный, Уголовный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, что позволит исключительно Комитету ВР по вопросам правоохранительной деятельности быть главным по подготовке и разработке проектов законов, касающихся внесения изменений в указанные законодательные акты.
Для достижения указанной цели предлагается, чтобы Уголовный кодекс, УПК и Кодекс об админправонарушениях могли менять только профильными законами.
Вместе с тем, Главное научно-экспертное управление ВР указало в своем выводе, что законопроект следовало бы вернуть на доработку.
«Законодательная практика свидетельствует о том, что чаще всего на рассмотрение Верховной Рады подаются законопроекты, смысл которых заключается во внесении изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие определенные общественные отношения. А изменения в УК и КоАП (реже УПК) вносятся уже как следствие изменений в регулятивное законодательство.
Поэтому принятие законопроекта приведет к тому, что реализация одной законодательной идеи нередко потребует внесения на рассмотрение Верховной Рады не одного законопроекта, а двух или трех, или даже четырех (если будут предложены изменения в УК, КоАП, УПК одновременно), которые необходимо будет рассмотреть вместе (как того требует часть 8 статьи 90 Регламента Верховной Рады).
К тому же в таких условиях главным по этим проектам будут определены не один комитет Верховной Рады Украины, а два или три, что, в свою очередь, не оптимизирует работу комитетов, а, наоборот, только усложнит ее.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что выбранный в проекте путь решения проблемы внесения в указанные кодексы неудачных и хаотических изменений нельзя считать оптимальным.
По нашему мнению, вместо положений, которые предлагаются в проекте, следовало бы рассмотреть возможность дополнения раздела IV «Законодательная процедура» Регламента ВР положениями о том, что:
1) любой законопроект, который наряду с другими положениями предусматривает внесение изменений в УК, УПК и КоАП, не может быть рассмотрен парламентом на пленарном заседании без отдельного заключения комитета, к предмету ведения которого относится законодательство об уголовной и административной ответственности, о целесообразности внесения таких изменений;
2) подготовка изменений в УК, УПК и КоАП к рассмотрению во втором чтении должна осуществляться именно этим комитетом, а одобренная им соответствующая часть сравнительной таблицы должна включаться в общую сравнительную таблицу без каких-либо изменений», - отметили в ГНЭУ Верховной Рады.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.