На сайте парламента опубликован текст законопроекта №3428 от 4 мая народного депутата от фракции «Слуга народа» Ольги Василевская-Смаглюк под названием «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усиления защиты прав лиц на справедливое судебное разбирательство по уголовным делам».
Как пишет автор, целью проекта является «предоставление возможности жертвам нарушения права на справедливый суд по уголовному делу, которое было установлено органом международной организации, компетенция которого признана Украиной, добиться пересмотра дела национальными судами».
Так, законопроектом предлагается предусмотреть в Уголовном процессуальном кодексе, что в случае, если органом международной организации, компетенция которого признана Украиной, установлено нарушение Украиной международных обязательств при решении дела судом, эти лица имеют право на обращение в Верховный Суд с заявлением о пересмотре дела по исключительным обстоятельствам.
Кроме того, предлагается, что лицо может ходатайствовать об истребовании Верховным Судом копии соответствующего решения органа международной организации у органа, ответственного за представительство интересов государства в этом органе международной организации.
Как отмечает Василевская-Смаглюк, в 1991 году для Украины вступил в силу Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.
С ратификацией этого протокола Украина признала компетенцию Комитета по правам человека, созданного на основании части IV Пакта, принимать и рассматривать, как предусмотрено в этом протоколе, жалобы лиц против государства на нарушение прав и свобод, гарантированных Пактом.
В соответствии со статьей 14 Пакта все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении, в частности, любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Соответственно, в случае, если лицо считает, что его права в уголовном производстве были нарушены, он может пожаловаться в Комитет по правам человека, который в результате рассмотрения жалобы установит, нарушила ли Украины право на справедливый суд в конкретном деле.
Соответственно, протокол предусматривает международную правовую защиту для лица от нарушения его основополагающих прав государством. Кроме того, такой уровень защиты фактически приравнивается к уровню защиты Европейским судом по правам человека, поскольку в случае обращения лица в указанный Комитет Европейский суд отказывает в рассмотрении в связи с тем, что лицо воспользовалась другим надлежащим международным средством защиты.
Однако, при этом, в случае, если Комитет по правам человека признает нарушение государством указанных прав, это решение не имеет никаких правовых последствий для лица. Такое решение просто остается сообщением лицу о том, что действительно государство нарушило его права. Этот вывод подтверждается практикой Верховного Суда (например, дело № 1-23 / 2001).
«В то же время, если нарушение тех же прав государством признается Европейским судом по правам человека, лицо имеет право обратиться в Верховный Суд с заявлением о пересмотре его дела для устранения нарушения. Анализ решений Верховного Суда, вынесенных в результате пересмотра дел в связи с признанными ЕСПЧ нарушениями, свидетельствует, что в каждом втором деле Верховный Суд отменяет приговор и направляет дело на пересмотр, поскольку имели место недопустимые даже национальным законодательством нарушения судебной процедуры .
Также есть случаи вынесения оправдательных приговоров после таких пересмотров.
В случае если лицо избрало другой способ защиты, то есть обращение не в Европейский суд по правам человека, например, в связи с действительно длительным производством в этом суде, а обратилось в Комитет по правам человека о нарушении тех же прав на национальном уровне, у лица отсутствует возможность добиться пересмотра дела.
Отсутствие такой возможности приводит к неэффективности тех прав и свобод, предусмотренных Пактом. Фактически, государство может их нарушать и, при этом, не осуществлять меры по устранению нарушений. В контексте уголовных дел ценой отсутствия возможности пересмотра дел может быть осуждение невиновного лица за совершение уголовных преступлений», - отмечает автор.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.