Подследственность ГБР и подследственность НАБУ пересекаются, что влечет не просто дублирование функций, а передачу дел на любой стадии и в рандомном порядке.
На этом, в частности, акцентировала свое внимание в ходе выступления на внеочередном заседании Верховной Рады 4 марта и. о. директора Государственного бюро расследований Ирина Венедиктова.
«Цифры и факты не имеют никакого значения, пока преступник не находится в тюрьме, а деньги, полученные преступным путем, не возвращены потерпевшим или возмещены в бюджет государства. Для этого необходима слаженная работа правоохранительной системы и системы правосудия.
Хочу обратить ваше внимание на негативные процессуальные и организационные факторы, препятствующие поставленной цели. Во-первых, определение подследственности ГБР. Она пересекается с подследственностью НАБУ. В ряде случаев это не просто дублирование функций, а передача дел из одного органа в другой на любой стадии и в рандомном порядке. Без установления альтернативной подследственности ГБР будет заниматься только коррупцией на низшем и на среднем звене», — подчеркнула Ирина Венедиктова.
Также она отметила следующие проблемы:
«Мы теряем время, мы теряем доказательства», — отметила она.
Остановилась Ирина Венедиктова и на проблемах взаимодействия с Офисом Генерального прокурора.
«В-четвертых, организация работы Офиса Генерального прокурора построена таким образом, что в настоящее время в более чем тысяче производств ГБР не назначены процессуальные руководители, и, соответственно, их фактическое расследование заблокировано. Но самое страшное в этой ситуации то, что Генеральный прокурор не только скрывает этот факт, но и отрицает. В понедельник я получила по этому поводу письмо. Именно поэтому вчера я направила письмо в ответ на 26 листах с номерами уголовных производств, составляющих цифру 1272 уголовных производства, по которым не назначен процессуальный руководитель, и это без закрытых, без объединенных и без приостановленных. А вы прекрасно понимаете, что и по этим делам нужен прокурор, по крайней мере для того, чтобы граждане могли обжаловать действия в суде. Эффективной работы любого органа досудебного расследования в таком порядке быть вообще не может.
Кроме того, очень важно сделать акцент на том, что ГБР в политику не играет, как бы некоторые лица ни указывали на какую-то политическую ангажированность, связанную с приходами в ГБР действующих народных депутатов, и делается это только для собственного пиара.
Закон четко предусматривает, что, в соответствии со статьей 481 УПК, письменное уведомление о подозрении народным депутатам осуществляется Генеральным прокурором. Нет такого процессуального действия в данном случае — согласовывать или не согласовывать подозрение, только он уполномочен его составлять. Следователи ГБР не наделены этими полномочиями и не могут это делать в отношении народных депутатов.
Более того, в соответствии с Регламентом Офиса Генерального прокурора, документы, которые подаются на подпись Генеральному прокурору, готовятся исключительно работниками ОГП. Поэтому база и закон, составление, подписание, вручение уведомления о подозрении народного депутата являются исключительно прерогативой Генерального прокурора. Использование помещений ГБР для этого — это также только его решение как организатора. ГБР вне политики и работает исключительно на народ Украины и на государство Украина», — отметила она.
Также Ирина Венедиктова подчеркнула в ответ на вопрос одного из депутатов, что официальная регистрация Государственного бюро расследований — Кабинет Министров Украины на Грушевского. «На сегодня это официальный адрес», — отметила она.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.