28 января в Парламентской ассамблее Совета Европы начали рассматривать вопрос, который может возобновить мониторинговую процедуру в отношении Польши. Он касается судебной реформы, которую Польша начала еще в конце 2015 года, после смены власти в государстве. Проект, вынесенный на рассмотрение ПАСЕ на нынешней сессии, является достаточно жестким. За рассмотрением можно наблюдать онлайн.
Напомним, что на днях Сейм Польши окончательно одобрил закон, который позволит политикам увольнять судей, критикующих их решения.
Комитет по выполнению обязательств государств — членов Совета Европы (Комитет по мониторингу) подготовил проект решения, в данный момент обсуждаются поправки к нему.
В частности, в проекте идет речь о том, что крайне важно, чтобы проводимые реформы полностью соответствовали европейским нормам и стандартам и эффективно укрепляли независимость судебной власти и верховенство права.
«Неприемлемо, если такие реформы будут означать, что судебная власть будет находиться под контролем исполнительной или законодательной власти или, что еще хуже, под политическим контролем правящего большинства», — отмечается в нем.
Комитет глубоко сожалеет о том, что реформы судебной системы и системы правосудия в Польше во многих аспектах противоречат европейским нормам и стандартам. Они в совокупности подрывают и наносят серьезный ущерб независимости судебной власти и верховенства закона в Польше. Более того, реформы сделали судебную систему уязвимой для политического вмешательства и попыток поставить ее под политический контроль исполнительной власти, что бросает вызов самим принципам демократического государства, регулируемого верховенством права. Поэтому комитет призывает власти пересмотреть общий пакет реформ для судебной системы и внести изменения в соответствующее законодательство и практику в соответствии с рекомендациями Совета Европы.
Комитет по-прежнему обеспокоен неразрешенным конституционным кризисом из-за состава Конституционного суда. Восстановление законности состава Суда в соответствии с европейскими стандартами имеет важное значение и должно стать приоритетом. Полное и безоговорочное выполнение всех решений Конституционного суда, в том числе в отношении состава самого Конституционного суда, должно стать краеугольным камнем урегулирования кризиса.
Комитет выражает сожаление по поводу злоупотребления дисциплинарным разбирательством в отношении судей и прокуроров в Польше, которое оказывает сдерживающее воздействие на судебную систему и подрывает ее независимость.
В этом контексте комитет призывает провести независимое общественное расследование по сообщениям о политически мотивированной клеветнической кампании, организованной против сотрудников судебных органов при участии высокопоставленных должностных лиц в министерстве юстиции и Национальном совете судей.
Комитет подчеркивает, что его озабоченность по поводу соблюдения Польшей верховенства права напрямую затрагивает Европу в целом и не может рассматриваться как внутренняя проблема Польши.
Поэтому Комитет рекомендует всем государствам — членам Совета Европы обеспечить, чтобы суды, находящиеся под их юрисдикцией, выясняли во всех соответствующих уголовных и гражданских делах, может ли справедливое судебное разбирательство в Польше, как подразумевается статьей 6 Европейской конвенции о правах человека, быть гарантировано для ответчиков.
«Правовые реформы и их пагубные последствия для верховенства права Польши оказывают общее негативное влияние на эффективное функционирование демократических институтов в Польше. К сожалению, нет никаких признаков того, что этот вопрос скоро будет решен. Поэтому Ассамблея постановляет и впредь внимательно следить за развитием событий, касающихся функционирования демократических институтов и верховенства права в Польше. В связи с этим Ассамблея предлагает своему Мониторинговому комитету рассмотреть вопрос об ускорении периодического обзора доклада по Польше в рамках мониторинга обязательств по членству всех государств — членов Совета Европы», — идет речь в проекте Резолюции.
В проекте резолюции также отмечается, что касается медиасреды, что Ассамблея сожалеет о том, что реформы СМИ не решили проблему политизированного и предвзятого характера медийной среды и общественного вещания.
«Вместо этого реформы СМИ были направлены главным образом на передачу контроля над общественным вещателем от прежних властей нынешнему правящему большинству. Ассамблея призывает власти обеспечить создание в Польше действительно беспристрастной и профессиональной системы общественного вещания», — подчеркивается в проекте.
Отметим, что представитель Польши г-н Доминик Тарчинский предоставил особое мнение к данному проекту.
«Отчет в его нынешнем виде нарушает свободу государства формировать конституционную систему, в том числе судебный совет и прокуратуру. Некоторые выражения, использованные в отчете, несправедливо подрывают хорошую репутацию Польши и выходят далеко за рамки мандата, предоставленного Комитету по мониторингу. Это тем более наносит ущерб Польше, поскольку она никогда не отказывалась сотрудничать с Комитетом, активно участвовала в его заседаниях и принимала его представителей», — отмечает он.
Примечательно, что в отношении Польши могут ввести процедуру мониторинга, которая действует в отношении государств, пока не выполняющих условия своего членства в Совете Европы. Среди таких 10 государств на данный момент есть и Украина.
Напомним, что 11 января судьи и адвокаты, по меньшей мере, 14 стран выступили в Варшаве в защиту прав человека и верховенства закона в Польше, в связи с рассмотрением польским Сенатом закона, подрывающего независимость судебной власти. Изменения поставят польскую судебную систему под политический контроль исполнительной власти, что положит конец разделению властей в Польше.
Подробно о конкретных случаях вмешательства в судебную систему «Судебно-юридическая газета» писала ранее.