Сергей Глушко,
«Судебно-юридическая газета»
Принятый во втором чтении на вечернем пленарном заседании Верховной Рады Украины 12 июля 2018 г. законопроект №7441 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с принятием Закона Украины «О Высшем антикоррупционном суде» касается не только обозначенных в названии вопросов — содержание его значительно шире.
В частности, во время второго чтения парламентом были приняты ряд правок в раздел ІV «Порядок занятия должности судьи», предложенных депутатами Сергеем Алексеевым и Василием Яницким. В ч. 1 ст. 71, где приводится перечень документов, которые кандидат в судьи обязан предоставить в Высшую квалификационную комиссию судей, п. 5, 7, 8, 11 и 13 получили другую редакцию: теперь кандидату следует подавать, кроме декларации родственных связей, еще и декларацию добропорядочности кандидата на должность судьи. Справка медицинского учреждения о состоянии здоровья кандидата уже не нужна — вместо нее нужно взять в медицинских учреждениях документы установленной формы о прохождении психиатрических и наркологических осмотров и пребывании на учете в психоневрологических или наркологических учреждениях здравоохранения.
Уточняются также период, за который нужно подавать копию декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, и требования об обязательном наличии в копии декларации ссылки на соответствующую страницу Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Кандидат в судьи теперь должен соответствовать только требованиям, изложенным в ст. 69 Закона, и не обязан подавать заявление о проведении проверки, определенной Законом Украины «Об очищении власти». Специальная проверка кандидата теперь ограничивается только проверкой ВККС. Этому посвящена ст. 74, редакция которой полностью изменена:
«Статья 74. Проведение специальной проверки кандидата на должность судьи
Для проведения специальной проверки Высшая квалификационная комиссия судей Украины после принятия предварительного решения о допуске лиц, успешно сдавших отборочный экзамен, к следующему этапу отбора направляет в уполномоченные органы запросы о проверке соответствующих сведений относительно указанных лиц.
При проверке сведений путем непосредственного доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестров и банков данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, запросы в соответствующие органы не направляются. Перечень уполномоченных государственных органов и требования к информации, которая должна быть предоставлена или получена, определяются Высшей квалификационной комиссией судей Украины с учетом информации, содержащейся в личных делах кандидатов на должность судьи.
Физические и юридические лица имеют право подавать в Высшую квалификационную комиссию судей Украины информацию о кандидатах на должность судьи.
По результатам специальной проверки Высшая квалификационная комиссия судей Украины принимает решение о направлении лиц, соответствующих установленным к кандидату на должность судьи требованиям, для прохождения специальной подготовки в Национальной школе судей Украины.
В случае получения информации, свидетельствующей о несоответствии кандидата на должность судьи установленным этим Законом требованиям, Высшая квалификационная комиссия судей Украины принимает мотивированное решение о прекращении дальнейшего участия кандидата на должность судьи в отборе».
Аппарату Верховной Рады еще придется поработать над устранением некоторых технико-юридических неточностей и редакционных ошибок в тексте, учитывая спешку, в которой принимался законопроект. Кроме того, Главное юридическое управление аппарата ВР опять указало, что вопреки требованиям ч. 1 ст. 116 регламента Верховной Рады Украины, продолжается порочная практика включения в законопроекты положений, которые не были предметом рассмотрения при первом чтении и никак не связаны с направленностью принимаемых законопроектов.