Конкурсы на замещение первых 700 должностей в Государственном бюро расследований подошли к самому интересному этапу – собеседованию с кандидатами. Если во время квалификационного экзамена с помощью тестов и практических заданий, выполненных на компьютере, проверялся уровень знаний и профессионализм кандидатов, то на этом этапе проверяются их человеческие качества и добропорядочность.
Однако, ни положения Закона о Государственном бюро расследований, ни Порядок проведения конкурса для назначения на должности в ГБР, предусматривающие открытость процедур и даже исследования на полиграфе, ни жесткие квалификационные требования к каждой должности не могут стать гарантами отбора в новый правоохранительный орган идеальных сотрудников. Очень многое на финальном этапе конкурса, как оказалось, зависит от субъективного мнения членов конкурсных комиссий – внешней, отбирающей руководящих состав ГБР, и двух внутренних, наполняющих центральный аппарат и региональные структуры различными специалистами.
Каким образом рождается оценка кандидата после собеседования – вопрос, который «Судебно-юридическая газета» задавала представителям разных конкурсных комиссий. Четкого ответа нет, как и общей идеологии в этой сфере в самом Бюро.
Все это привело к тому, что каждая из трех комиссий применила, или собирается применить собственную методику и набор оценочных критериев. Более того, значение и этапность психо-физиологических исследований на полиграфе, которые, по идее, также должны влиять на общую оценку кандидата, в каждом конкурсе разные.
Формальностью и ненужной затеей оказалась даже трансляция всех собеседований с кандидатами в YouTube. Какой от этого практический результат? В то же время, недавно на своей страничке в Facebook член Совета общественного контроля при ГБР Василий Апасов сообщил, что, несмотря на публичность процессов, Совет никак не влияет на проведение конкурсов на замещение вакантных должностей в Бюро, а члены совета не входят ни в одну из конкурсных комиссий.
По его мнению, отсутствие достаточного контроля общественности за конкурсами в Бюро приведет к тому, что должности в ГБР могут занять откровенно сомнительные личности, и что это приведет к негативным последствиям и снизит качество работы Бюро. Особенно данные опасения касаются конкурса на руководящие должности, который проводит внешняя конкурсная комиссия.
«Просмотрев лично ряд фамилий соискателей, а также ознакомившись с их биографиями, у меня появился ряд вопросов. Надеюсь, что эти вопросы также станут интересны и членам конкурсной комиссии, которые смогут изучить их и задать их непосредственно соискателям во время собеседования», - высказал свои соображения общественный активист.
Бюро отреагировало довольно быстро. Директор ГБР Роман Труба объяснил все неувязки стремительностью процесса создания Бюро и перегруженностью небольшого пока аппарата сотрудников, а также членов конкурсных комиссий.
Он через СМИ предложил членам Совета общественного контроля проанализировать биографии кандидатов и сообщать конкурсным комиссиям, если будут выявлены факты, которые потребуют разъяснения, особенно факты о недобропорядочности претендентов на должности в ГБР.
«В то же время, прошу продемонстрировать профессиональный подход, ведь в открытых источниках по любому кандидата может быть размещена недостоверная информация для создания его негативной репутации», - предостерег общественников директор ГБР.
Насколько поможет такой призыв повышению объективности при выборе самых достойных – неизвестно, ведь времени выделено очень мало. 17 июля Роман Труба уже ждет от Совета общественного контроля анализа собранной информацию о кандидатах на должности руководителей управлений, отделов центрального аппарата, а также директоров территориальных управлений ГБР.
Также непонятно, что директор Бюро будет делать с этим анализом, ведь внешняя и внутренняя комиссия №1 практически заканчивают собеседования, и, естественно, предоставят свои решения. А если они не совпадут с мнением Совета?
Внешняя конкурсная комиссия Государственного бюро расследований, которая проводит отбор среди кандидатов на должности руководителей Бюро среднего звена, начала проводить собеседования со 2 июля.
По словам главы комиссии Романа Майданыка, они старались проводить собеседования ежедневно, кроме воскресенья. Однако кандидатов, допущенных к этому этапу достаточно много – 189 человек. Кроме того, многие из них подавали документы на несколько должностей, поэтому собеседований было гораздо больше.
Чтобы облегчить себе задачу и не терять время на повторные собеседования по однотипным должностям, члены комиссии решили ограничиться тремя видами собеседований. К первому виду отнесли должности руководителей территориальных управлений, а также следственных управлений центрального аппарата ГБР. Ко второму виду отнесен весь оперативный блок, а к третьему – административные должности, не связанные со следствием и оперативной работой.
На практике это выглядит следующим образом: кандидат, подавший документы на руководителя в нескольких территориальных или следственных управлениях, проходил только одно собеседование. А если кандидата заинтересовали все три вида должностей, то ему назначали все три типа собеседования, вне зависимости от количества поданных документов.
Данная конкурсная комиссия сумела провести всех кандидатов через полиграф. Причем, собеседования проводились параллельно по принципу своеобразной лесенки: первый день - полиграф, второй - собеседования для ускорения процесса.
Такую же систему использования полиграфа применила и внутренняя комиссия №1.
Роман Труба хотел, чтобы полиграф конкурсанты проходили только после собеседований. Это сэкономило бы ресурсы, ведь одно исследование стоит государству около 2 тысяч гривен, и ускорило бы прохождение конкурса.
«Это логичный и очевидный шаг, который мы предлагали сделать. Проведение исследования с помощью полиграфа — длительный и сложный этап, в том числе для кандидатов. Неправильно заставлять человека проходить полиграф, если неизвестно, станет ли он работником ГБР», — отметил Труба.
С этой целью он направил в Кабинет Министров предложение о внесении изменений в Постановление КМУ от 20.12.2017 года «Об утверждении Типового порядка проведения открытого конкурса для назначения на должности в Государственном бюро расследований». Добро от Кабмина было получено 26 июня, однако конкурсная комиссия №1 на своем заседании за день до соответствующего решения протокольно приняла решение о начале проведения проверки на полиграфе.
Директору ГБР пришлось согласиться.
По мнению секретаря комиссии Александра Леменова, представляющего общественность, выводы экспертов на основе психо-физиологических исследований крайне важны, так как указывают конкурсной комиссии на проблемные реакции кандидата после определенных вопросов.
«По результатам исследования составляется соответствующая справка, где полиграфолог фиксирует результаты тестирования сразу по нескольким направлениям. А именно: совершение кандидатом противоправных действий и открытие в отношении его уголовных производств, пребывание в агентурной связи со спецслужбами других государств, участие в деятельности запрещенных законом или судом общественных объединений, членство в политических партиях, участие в создании или деятельности таких партий , наличие гражданства другой страны, разглашение конфиденциальной, секретной информации или данных с ограниченным доступом, скрытые мотивы работы в Государственном бюро расследований, а также злоупотребление алкоголем или наркотиками», - поделился подробностями член комиссии.
Все странные реакции потом можно дополнительно проверить на собеседовании. Конкурсная комиссия в итоге получит полноценную картину о кандидате. Поэтому ни в коем случае нельзя переставлять местами этапы конкурса, считает Александр Леменов.
Внутренняя конкурсная комиссия №2, подбирающая сотрудников в территориальные управления ГБР, - единственная, которая через полиграф будет проводить только тех, кто пройдут собеседование, попадут в рейтинг и будут рекомендованы к назначению. Собеседование со 1426 кандидатами, допущенных к этому этапу, здесь начнут только с 16 июля.
Не только субъективность оценок кандидатов на собеседовании, но и нередкие технические ошибки, а также непонимание экс-претендентов, за что их не допустили к участию в конкурсе, вызывают шлейф негативных впечатлений вокруг конкурсов.
После прохождения этапа квалификационного оценивания, страничка ГБР в Фейсбуке наполнилась сообщениями от кандидатов о неверном подсчете в комиссиях набранных ими во время тестирования баллов, и, как результат, невключение их в списки допущенных к следующему этапу конкурса.
Справедливости ради, следует отметить, что комиссии оперативно реагируют на подобные сообщения и быстро исправляют технические ошибки, если они имели место.
Гораздо сложнее объяснить кандидату, почему он не годится для определенной должности.
По словам секретаря конкурсной комиссии №2 адвоката Петра Варишко, из более трех тысяч желающих участвовать в конкурсе, около 500 человек получили отказы еще на стадии изучения их документов.
Основная причина отказа – несоответствие квалификационным требованиям, что приходилось устанавливать при изучении предоставленных документов. Например, человек, который 20-25 лет проработал в правоохранительных органах, и даже занимал там руководящие должности, оказывалось, имел неполное высшее образование или образование не юридической направленности.
«Наличие высшего юридического образования и определенного правового стажа, который отсчитывался с момента получения такого образования – главное квалификационное требования для участия в конкурсе. К сожалению, люди часто не понимали разницы между высшими образованиями», - отметил член комиссии.
Еще с одной проблемой столкнулись при приеме документов на руководящие должности – сложностью определения руководящего стажа по послужным карточкам системы МВД. Кадровики этого ведомства обычно указывали дату приема человека в ряды милиции-полиции, а потом дату увольнения. Информацию о наличии у кандидата руководящего стажа иногда приходилось выуживать даже из автобиографии.
«После рассмотрения всех документов и принятия решения о недопуске отдельных кандидатов, мы дали им 5 дней на апелляцию. Кто смог, тот доказал свою квалификацию», - подчеркнул Петр Варишко.
Он также сообщил, что людям всегда сложно смириться с отказом, и что неустраивающие их решения вначале всегда вызывают достаточно жесткие эмоции.
В Окружном административном суде Киева, кстати, уже зарегистрированы несколько исков о допуске лиц к открытому конкурсу на замещение должностей в Государственном бюро расследований. Указанные административные дела еще по сути не рассмотрены, но по ним открыты производства.
Интересна будет их судебная перспектива, и как это повлияет на результаты конкурсов.