Маркировка с необходимой информацией на пищевых продуктах должна давать потребителям возможность сделать выбор, который соответствовал бы их индивидуальным потребностям и предпочтениям. Право на такую информацию регламентировано, в частности, Законом Украины «О защите прав потребителей».
Кроме того, авторы проекта закона «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» №8450 от 07.06.2018 г. предлагают дополнительно урегулировать деятельность операторов рынка, введя ответственность за предоставление неполной или неправдивой информации о товаре.
«Проект закона поспособствует унификации правил предоставления потребителям информации о пищевых продуктах, а также положительно повлияет на обеспечение интересов граждан путем введения требований о предоставлении точной, достоверной и понятной для потребителя информации», — отмечается в пояснительной записке.
Так, в соответствии с законопроектом, на фасованных пищевых продуктах обязательно должна быть указана следующая информация:
- название (с указанием информации о физическом состоянии продукта или специальной обработке: порошкообразный, копченый, замороженный и т.д.);
- состав и количество ингредиентов (требование не распространяется на овощи и фрукты, которые не поддавались какой-либо обработке, питьевую воду, молочные продукты и уксус, изготовленный из одного вида сырья);
- наличие в составе аллергенов;
- количество пищевого продукта в установленных единицах измерения;
- срок пригодности: если речь идет о конкретном дне — используется формулировка «употребить до…», во всех остальных случаях — «употребить до конца…». Минимальный срок годности указывается добровольно (на усмотрение продавца) на таких товарах, как овощи, фрукты, вино, слабоалкогольные напитки, соль, сахар, хлебобулочные и кондитерские изделия, жевательные резинки и уксус;
- условия хранения: на маркировке должны быть дополнительно указаны условия и срок хранения продукта после открытия упаковки;
- наименование и адрес оператора рынка, ответственного за предоставление информации о пищевом продукте, или наименование и адрес импортера;
- страна происхождения продукта;
- инструкция по употреблению;
- для алкогольных напитков — содержание спирта;
- энергетическая ценность продукта.
При этом операторы рынка не имеют права менять информацию, сопровождающую пищевой продукт, если такие изменения могут ввести в заблуждение конечного потребителя товара или помешать ему сделать осознанный выбор.
Кроме того, на маркировке молочных продуктов запретят использовать слово «натуральный», если продукт полностью или частично заменен составляющими молока (молочным жиром, белком или лактозой), а также если при изготовлении использовались жиры и белки немолочного происхождения, стабилизаторы и консерванты.
Отдельно законопроект регламентирует порядок предоставления информации о товаре при покупке «дистанционным способом», к примеру, через интернет. Так, необходимая информация о пищевом продукте должна быть доступна потребителю еще до момента покупки. Она может как размещаться на самом товаре, так и предоставляться отдельно, способом, определенным оператором рынка.
Предполагается, что продавцам и производителям пищевой продукции будет дана отсрочка: пищевые продукты, соответствующие требованиям действующего законодательства, но не отвечающие нормам данного законопроекта, в случае его принятия, смогут изготавливаться и реализовываться еще в течение 3 лет.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, при каких условиях магазин обязан принять товар обратно.
Кроме того, при потере или неполучении чека при покупке товара, покупатель может доказать факт купли-продажи с помощью свидетелей.