Процессуальные кодексы не примут раньше сентября?

13:00, 13 июля 2017
Почему народный депутат Руслан Сидорович считает, что процессуальные кодексы не будут приняты раньше осени.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Несмотря на то, что Президент Украины определил законопроект №6232, как неотложный, парламентарии не спешат с его принятием. Документ был проголосован в первом чтении, однако до второго чтения в текст были внесены серьезные правки, которые стали камнем преткновения для политических сил. О том, что смутило народных избранников, когда будут приняты процессуальные кодексы и почему законность конкурса в Верховный Суд может оказаться под вопросом, редакции рассказал председатель подкомитета по вопросам исполнения решений Европейского суда по правам человека Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Сидорович.

- Руслан Михайлович, есть ли шанс, что кодексы будут проголосованы 13.07.2017?

- Говоря о том, проголосует ли парламент 13.07.2017 года за процессуальные кодексы, вспоминаю анекдот о том, какие шансы встретить на улице динозавра. Ответ: 50/50, т.е. или да, или нет. С кодексами ситуация приблизительно аналогичная.

- А что мешает парламентарием рассмотреть законопроект?

- На последнем заседании Комитета (Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия — прим. ред.) одной из фракций коалиции, а именно «Народным фронтом», была высказана принципиальная позиция, о которой они неоднократно говорили ранее. Эта позиция касается целого ряда норм об Агентстве по розыску и управлению арестованными и конфискованными активами.

На самом деле данный вопрос является очень дискуссионным. Правки вносятся в нарушение ст. 116 Регламента Верховной Рады Украины, поскольку эти моменты не были предметом обсуждения в первом чтении.

Конечно, есть целый ряд проблем, связанных с работой этого агентства. Безусловно, эти нормы необходимо наполнять реальным содержанием и реальным инструментарием. Но является ли это предметом регулирования процессуальных кодексов? Очевидно, что нет.

Поэтому решать вопросы, связанные с процессуальными кодексами, — это наша обязанность. Но мы не можем требовать от наших граждан и от органов государственной власти исполнения закона, если сама ВР будет его нарушать. Я говорю о Регламенте ВР.

Это является одной из главных проблем.

- Т.е. есть и другие?

- Также большой проблемой является принятие процессуальных кодексов в рамках тех сроков, которые поставлены. Напомню, 900-страничный документ, почти 5 тыс. поправок. Можно ли принимать процессуальные кодексы без системного анализа каждой запятой и точки? За каждой буквой этих кодексов стоит человеческая судьба, поскольку далее, в соответствии с их нормами, кто-то будет пытаться добиться справедливости в суде.

Если мы не проанализируем все риски, то можем допустить фатальную ошибку. Нужно ли принимать кодексы? Однозначно нужно. Нужно ли принимать «кота в мешке»? Думаю, вопрос риторичен.

Поэтому затруднения в следствие такого малого временного лимита для анализа этих документов, конечно, является очень большим вызовом.

К сожалению, в свое время Конституционная комиссия не прислушалась к моему мнению о том, что ее задачей было выпустить не только предложения по изменениям в Конституцию, но и изменения в процессуальные кодексы, закон о судоустройстве и статусе судей, закон о Высшем совете правосудия, закон об адвокатуре, изменения в закон о прокуратуре, процессуальные кодексы. Отсутствие комплексного подхода и запоздалая подача создает огромное количество правовых проблем и, соответственно, проблем у людей, поскольку все это порождает разорванность.

Приведу пример. Мы ввели такое понятие, как конституционная жалоба для граждан, но не приняли новый закон о Конституционном Суде. Сейчас мы имеем очень серьезные дискуссии по этому закону относительно того, принимать его или нет и в какой редакции.

- А совпадет ли момент принятия кодексов с моментом создания Верховного Суда?

- Он не может не совпасть, однако здесь другой правовой парадокс. В соответствии со сроками, конкурс в ВС завершился 1 апреля, однако конкурс не завершился. Является ли это проблемой для конкурса? Это является колоссальной проблемой, поскольку мы в конкурсе в ВС уже фактически вышли за рамки правового регулирования.

Легитимность такого конкурса уже в некой мере под сомнением.

Однако, очевидно, что новый ВС не заработает без новых процессуальных кодексов, а новые процессуальные кодексы не заработают без нового ВС. Эти моменты абсолютно взаимосвязаны. Опять-таки это то, о чем я постоянно говорю; это та задача, которую недовыполнила Конституционная комиссия.

Более того, в нормальном режиме новые процессуальные кодексы не могут запускаться на второй день после их принятия, а у нас так фактически и произойдет. Не судьи, ни адвокаты, я уже не говорю о гражданах, не будут знать, что в них написано.

Такие вещи нельзя вводить в действие «с сегодня на завтра». Должно быть время для нормальной качественной аналитики, для того, чтобы правоприменительная практика была понятной. Это составляющая принципа верховенства права — правовая определенность. 

Поэтому повторюсь, что ВС не сможет работать без кодексов, а кодексы не будут работать без ВС. Скорее всего, технически уже невозможно добиться того, чтобы это произошло раньше сентября.

 

Напомним, что в комитете ВР по вопросам правовой политики и правосудия состоялись слушания на тему «Исполнение решений ЕСПЧ: современное состояние и перспективы». Фотоотчет о мероприятии смотри здесь. На слушаниях обсуждались темы «Какие неисполненные решения судов будут исполняться в первую очередь» и «За чей счет должны выплачивать сатисфакцию по решениям Европейского суда».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики