Правительство Украины на заседании в среду одобрило предложенный Минэкономразвития порядок применения специальных мер в отношении импорта в Украину легковых автомобилей из Европейского Союза в соответствии с положениями ст. 44 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Как передает «Интерфакс-Украина», соответствующий проект Постановления был принят без обсуждения, о чем сообщил премьер Владимир Гройсман.
Ранее Минэкономразвития отмечало, что пошлина может быть введена в случае, если объем импорта в Украину легковых авто из ЕС в течение года достигнет 45 тыс. ед., а его удельный вес на внутреннем авторынке превысит 20% (на второй год действия Соглашения об ассоциации, с постепенным увеличением до 25%).
Кроме этого, условием введения пошлины является превышение объема импорта авто из ЕС предельного объема всех первичных регистраций легковых авто в течение последнего года, а также причинение значительного ущерба национальной промышленности.
По данным министерства, в 2015 году импорт легковых автомобилей из ЕС в Украину составил 38,9 тыс. ед., за девять месяцев 2016 года — 30,6 тыс. ед.
«Таким образом, если в сентябре 2017 года, например, количество импортируемых в Украину легковых автомобилей достигнет 45 тыс. и при этом будут соблюдены другие требования, то после консультаций с ЕС Украина будет иметь возможность поднять ставку ввозной пошлины до 10% исключительно на период до конца 2017 года», — поясняли в министерстве.
При этом уточнялось, что, поскольку в соответствии с графиком Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС ставка ввозной пошлины на легковые авто из ЕС (новые, с объемом двигателя более 1500 куб. см, но не более 2200 куб. см) в 2017 году составит 8,2%, специальная пошлина не может превышать 1,8% соответственно.
МЭРТ указывало, что целью этого документа является поддержка отечественного автомобилестроения в условиях постепенного снижения ставок ввозной пошлины на легковые автомобили из ЕС (на большинство с 10% до 0% в течение десяти лет). По мнению ведомства, для этого допустимо временное повышение ставок ввозной пошлины на авто из ЕС (не более чем до 10%, но не выше ставки льготной ввозной пошлины, действовавшей в 2015 году).
«Механизм никоим образом не может привести к блокированию импорта легковых автомобилей из ЕС», — считают в министерстве.
По мнению МЭРТ, предложенный порядок предусматривает прозрачную процедуру сбора и анализа информации как об импорте в Украину автомобилей из ЕС, так и влияния этого импорта на состояние национального производителя.
«Обязательные консультации с ЕС, в т.ч. на основе собранной статистической информации, должны способствовать объективному, беспристрастному и взвешенному подходу украинской стороны к возможности введения спецмер», — отмечало министерство.
МЭРТ указывало, что механизм применения специальных мер может быть применен в течение периода от 2 до 15 лет действия Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (не применялся в течение первого года). Полномочия по принятию решений по применению специальных мероприятий возлагаются на Межведомственную комиссию по международной торговле.
В Украине в настоящее время легковые автомобили выпускают завод «Еврокар» (авто Skoda), и Запорожский автозавод (автомобили под брендом ZAZ),который в текущем году возобновил их выпуск только в октябре. Завод легковых автомобилей корпорации «Богдан» в настоящее время практически простаивает.