Ох, и трудно сегодня приходится модницам – идешь по улице, а вокруг витрины магазинов, украшенные долгожданными словами – «скидки», «распродажа», «уценка». Понятно, что удержаться просто не возможно. Вот только портят настроение таблички в магазинах, свидетельствующие о том, что товар, приобретенный со скидками, возврату и обмену не подлежит. Зачастую случается, что новая цена на ТУ кофточку «затмевает» разум, и только дома вы понимаете, что вашему гардеробу ЭТА кофточка совсем «не по вкусу». Что делать? Ведь в магазине висела табличка с предупреждающей надписью…
Доводим до вашего сведения о том, что такие таблички (вернее, надписи на табличках) не имеют юридической силы. Закон, защищающий права потребителя (ЗУ «О защите прав потребителей», далее - ЗУ) предусматривает абсолютно одинаковые права покупателя как при покупке товара по обычной цене, так и со скидкой. Исключение составляют разве что такие товары, уценка которых вызвана их несущественными недостатками. Причем, и в этом случае у вас есть право обменять приобретенный товар на иной не по основанию брака, а по основанию – не подошел цвет, размер и т.д. Предлагаем вам руководство к действию для случаев отказа администрации магазина обменять уцененный товар, вами приобретенный.
Итак, ст. 9 ЗУ дает право потребителю обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасоном, цвету, размеру, или по другим причинам не может быть им использован по назначению. Такое право сохраняется в течение 14 дней с даты покупки. Причем сам день покупки в эти 14 дней не засчитывается. Главное – это то, чтобы приобретенный товар не был в использовании, был сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный вам вместе с проданным товаром.
Действие первое. Учитывая изложенное выше, приходите в магазин и просите произвести обмен товара. Если получаете в ответ, категорическое «нет», мол, об этом мы вас предупреждали табличкой, переходите к действию второму.
Действие второе. Каждое торговое предприятие должно иметь так называемый «Уголок потребителя». На обозначенном стенде находите юридический адрес магазина и ФИО его руководителя и пишите заявление (претензию). Написать претензию лучше дома и выслать на адрес предприятия заказным письмом с описью вложения, так как есть шанс, что заявление ваше просто-напросто будет «утеряно».
Действие третье. Заявление начинается с правого верхнего угла листа бумаги, где указывается, кому оно адресовано и от имени кого написано. Далее, по центру пишите «Заявление» или «Претензия». Ниже – я, такой-то такого-то числа приобрел у вас то-то по цене такой-то. Названный товар мне не подходит по размеру, фасону (и т.д.). Такого-то числа я обратился с просьбой обменять товар на другой, но в ней мне отказали. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ЗУ «О защите прав потребителей», прошу удовлетворить мою просьбу и обменять товар незамедлительно. Согласно ч. 2 ст. 9 ЗУ «О защите прав потребителей», в том случае, если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, прошу расторгнуть договор и вернуть мне деньги в размере стоимости возвращенного товара. В случае игнорирования моего требования, буду вынужден обратиться в суд за защитой моего нарушенного права. Приложение: копия товарного чека. Дата, подпись.
Действие четвертое. После получения вами почтового уведомления о вручении вашего заявления администрации магазина, в ближайшее время ждите ответа, как правило, это будет звонок с просьбой придти и обменять товар или вернуть товар и получить уплаченные за него деньги.
Действие пятое. Если ответа от магазина вы (вдруг) не дождетесь, идете в суд и подаете соответствующее исковое заявление.
Юлия Габдуллина,
"Судебно-юридическая газета"