Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»
Сегодня, 23 сентября 2016 года, в отеле Radisson BLU (г. Киев) проходит V Налоговый форум, организованный Ассоциацией юристов Украины.
Участники форума намерены обсудить недавние изменения и новеллы налогообложения, а также международное налоговое планирование, трансфертное ценообразование, деофшоризацию.
Кроме этого, запланирована специальная презентация «Альтернативные инструменты защиты прав налогоплательщиков».
10:20 Выступает Юрий Романюк, замдиректора Департамента налоговой политики Минфина:
«Минфин презентует законопроект изменений к Налоговому кодексу, которым предусмотрены следующие изменения.
1. Проект года на рассмотрение Кабмина и ВРУ: суть его касается улучшения администрирования налогов и устранения проблем, которые возникают между фискальными органами и плательщиками.
Обновленная версия законопроекта Минфина предполагает несколько блоков изменений:
- закрепление гарантий и основных элементов «электронного кабинета плательщика налогов» на уровне Налогового кодекса. Внедрить единый казначейский счет для уплаты всех налогов и сборов (ориентировочно — с 2018 года);
- увеличить количество информации, которая публикуется фискальными органами и на сайте Минфина, включая план-график проведения проверок за квартал, реестр заявлений об рассрочке/отсрочке платежей;
- лишить должностное лицо налоговых органов права требовать от плательщика документы, которые не связаны с предметом проверки;
- налог на прибыль: введение (продление) «налоговых каникул», укорененной амортизации;
- НДС: запретить снятие налогового кредита, если по «цепи» возникает вопрос фиктивности, т.е. для всех контрагентов не сможет снимать налоговый кредит;
- введение единого реестра налоговых накладных;
- процедура возмещения НДС: максимально автоматизировать процесс;
- запрет расторжения договоров по ЕЦП между налоговой и плательщиками налогов (со стороны налоговой). Предлагается запретить на уровне законопроекта, что налоговая не может расторгнуть договор, но может приостановить его действие по конкретным налоговым накладным (отдельным операциям);
- НДФЛ: предоставляется право учитывать амортизацию и суммы уплаченного налога предпринимателям;
- внедрение трех групп упрощенной системы;
- уплата налогов в зоне АТО. По вопросу — нужно ли ограничивать возмещение НДС для тех предприятий, которые еще работают».
10:35 Выступает народный депутат Украины Андрей Журжий.
«Налоговая реформа должна состоять из трех вещей: реформа ГФС, реформа ГФС, и реформа ГФС. Хорошо, что Минфин обратил внимание на администрирование», — отметил Андрей Журжий.
2. Составляющие реформы ГФС, по мнению депутата, — вопрос баз данных фискальных органов. Базы данных необходимо передать Минфину, все базы должна администрировать одна компания/учреждение, услугами которого будут пользоваться таможенные и налоговые органы.
3. Предоставить право подписи не только руководителю или заму, но и другому уполномоченному лицу (речь идет о налоговых органах). Такое изменение позволит консолидировать налоговую службу, а со временем ее можно будет увидеть, как одно юридическое лицо, не сокращая кадрового состава.
4. Ликвидация налоговой милиции. По мнению депутата, правительство в ближайшее время должно рассмотреть соответствующий законопроект в подчинении Минфина. Квота для старых работников — не более 30%.
5. Изменения по НДС. Тезис о том, что зарегистрированная налоговая накладная является основанием для начисления налогового кредита, как таковая. После регистрации его снять нельзя. Много проблем возникает с возмещением НДС, что отмечают и иностранные инвесторы.
6. Введение на внутреннем рынке четырех кодов УКТЗ. Ошибка в коде не является основанием для снятия налогового кредита.
Депутат предлагает бизнес-сообществу поддержать предложения Минфина в целом. Вместе с тем, Андрей Журжий сомневается, что введение «налоговых каникул» по налогу на прибыль приведет к каким-то результатам, как и новая упрощенная система налога с доходов.
Фактически законопроект о «нулевом декларировании» не выполняет свою очевидную функцию — контроль затрат, о чем свидетельствует идея того, что неоказание затрат и информации означает наличие у декларанта 41 тыс. долл. Но есть о чем задуматься, поскольку одновременно происходит электронное декларирование.