Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
14 июня 2016 года украинским парламентом был принят Закон «О финансовой реструктуризации», который 17 июля 2016 года был подписан президентом Украины.
Законопроект, который многие рассматривают как очередной этап преодоления экономических кризисных явлений в бизнес-сфере страны, находился в работе Верховной Рады Украины с 30 октября 2015 года и на то, чтобы утвердить нормативный акт, понадобилось более полугода.
Глава Совета Национальной ассоциации банков Украины Роман Шпек, отвечая на вопросы «Судебно-юридической газеты», отметил, что предусмотренный законом механизм не будет работать в условиях, когда игнорируются правовые нормы.
Он также обратил внимание на то, что деловая культура и возможность договариваться являются ключевыми для реализации закона №1414.
«К принятию закона относимся позитивно. Мы были среди инициаторов разработки этого закона и не считаем его «эликсиром здоровья», способным оживить мертвую экономику, но составляющая экономики, у которой есть определенные признаки жизни и которая не может быть сегодня предметом кредитования из-за утяжеления долгами, получит возможность урегулирования и новый дополнительный механизм для этого. Но он не будет работать, если в государстве полностью игнорируется право. Законодательство нуждается в изменениях.
Так, также мы внесли проект закона №4021а о решении вопроса налогообложения тех льгот и прощенных долгов, по которым возникают преференции в процессе реструктуризации. Это инструмент, который в мире большинству представителей бизнеса помог, и мы считаем, что он должен быть и в Украине. Препятствием на пути реализации закона мы видим, прежде всего, современную бизнес-культуру», — сказал глава Совета Национальной ассоциации банков Украины.
Таким образом, именно от представителей украинских финансовых и бизнес-структур и будет зависеть, поможет ли Закон Украины «О финансовой реструктуризации» запустить перспективные проекты в условиях экономических реалий, которые есть сейчас.
Напомним, что закон предлагает создавать ряд специальных органов, отвечающих за процесс реструктуризации долгов, а саму процедуру инициировать на договорной основе.
Кроме этого, этот нормативный акт на законодательном уровне устанавливает порядок доступа к информации о деловой активности должника и специальный правовой режим состояния реструктуризации (в терминологии закона — «мораторий»).