Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
В октябре прошлого года произошло одно из самых значительных событий для международной налоговой системы: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) презентовала окончательный пакет рекомендаций в рамках программы ВЕРS — одного из самых влиятельных инструментов в сфере международного налогового планирования и международного налогообложения в целом, аналогов которого не существовало многие десятилетия.
10 июня 2016 года состоялся круглый стол на тему: «Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины», соорганизатором которого выступила Ассоциация административных судей.
В мероприятии приняли участие судьи, народные депутаты, представители Государственной фискальной службы, адвокаты, аудиторы, ученые и эксперты.
Первая сессия заседания круглого стола была посвящена вопросам трансфертного ценообразования и правилам BEPS, вторая — перспективам налоговой амнистии и налогообложению неподтвержденных доходов физических лиц.
В ходе второй сессии начальник Департамента административного обжалования и судебного сопровождения ГФС Украины Дмитрий Донец сообщил о наработке нового законопроекта, который в ближайшее время будет зарегистрирован в парламенте. Этот документ разработан с целью одноразового декларирования активов физических лиц. В проекте бюджетной резолюции-2017 упоминается о введении одноразового добровольного декларирования имущества физлиц и запуске непрямых методов контроля за соответствием доходов и расходов граждан. Схемы такого декларирования пока не окончательные, поскольку, как уже было сказано, приоритетный законопроект активно нарабатывается Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики.
Отметим, что данная идея уже подана в рамках законопроекта №4713 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налоговой амнистии и налогообложения неподтвержденного дохода)». В ходе обсуждения этого вопроса эксперты отметили, что такое добровольное декларирование может и не состояться в тех масштабах, которые запланировал законодатель. Похожий и несколько негативный опыт был отмечен в период так называемой «налоговой амнистии для бизнеса». Украинцы будут опасаться, что если задекларируют, условно, 100-200 тыс. грн., то ГФС потом будет и дальше проводить проверки, чтобы выполнить план или получить взятку, если это нечистый на руку инспектор.
«У нас очень низкий уровень налоговой культуры. Если мы проанализируем статистику, то увидим, что официальная заработная плата выплачивается около 9 млн граждан, а если посмотрим, сколько у нас всего работоспособного населения, то это около 16 млн человек. Кроме этого, нужно учесть, что из тех 9 млн человек, которые работают, 5 млн граждан официально получают минимальную зарплату», — прокомментировал ситуацию Дмитрий Донец. Именно поэтому, по словам чиновника, парламентарии и взялись за разработку указанных норм.
Еще одна цель разрабатываемого законопроекта — наполнить базу данных ГФС сведениями об активах и имуществе, которые находятся в распоряжении украинцев.
«На сегодняшний день базы данных ГФС неполные. Есть определенная проблематика с земельным кадастром, с транспортными средствами; базы не унифицированы со многими государственными органами. И такое одноразовое декларирование, на наш взгляд, поможет ГФС пополнить эти базы», — признался Дмитрий Донец.
Предполагается, что разовое декларирование пройдет в течение IV квартала 2016 года. «Если будет принят соответствующий закон, то с 1 октября до 31 декабря 2016 года граждане смогут подать декларации на добровольных началах, и это не создаст трудностей для большинства украинцев», — обещают чиновники. Налог по ставке 5% будет рассчитываться с той суммы, которую декларант определит самостоятельно. При этом ГФС не сможет проверять достоверность сведений в декларации, а декларант освобождается от ответственности за неуплату налогов в пределах задекларированной базы и от обязанности раскрывать источник происхождения задекларированных ценностей. Однако, после декларационной кампании будут введены косвенные методы контроля за уплатой налогов на основании анализа текущих расходов физлиц.
В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий отметил, что нулевое декларирование и косвенные методы контроля за уплатой налогов вводятся, прежде всего, не с целью наполнения казны, а как раз для формирования базы данных плательщиков налогов.
При этом народный депутат отметил, что важно, чтобы предложенным механизмом не смогли воспользоваться коррупционеры для легализации своих незаконных доходов, а также сделал акцент на том, что контроль за расходами нельзя вводить без других преобразований в налоговой сфере.
«Концепции нулевого декларирования и легализации доходов, по моему мнению, должны рассматриваться параллельно с тремя инициативами: налоги на заработную плату, контролируемые иностранные компании и снижение ставки налога на прибыль», — сказал он, объясняя, что нужно снизить налоговую нагрузку на бизнес и граждан, поскольку именно эти факторы сейчас стимулируют уклонение от уплаты налогов.
Подробнее об этом читайте в статье «Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины».