Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
В октябре прошлого года произошло одно из самых значительных событий для международной налоговой системы — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) презентовала окончательный пакет рекомендаций в рамках программы ВЕРS — одного из самых влиятельных инструментов в сфере международного налогового планирования и международного налогообложения в целом, аналогов которого не существовало многие десятилетия.
10 июня 2016 года состоялся круглый стол на тему: «Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины», соорганизатором которого выступила Ассоциация административных судей.
В мероприятии приняли участие судьи, народные депутаты, представители Государственной фискальной службы, адвокаты, аудиторы, ученые и эксперты.
Первая сессия заседания круглого стола была посвящена вопросам трансфертного ценообразования и правилам BEPS, а вторая — перспективам налоговой амнистии и налогообложению неподтвержденных доходов физических лиц.
Трансфертное ценообразование (ТЦО) — это, говоря простыми словами, изменение цены сделки с целью минимизации налогов. Для всего мира этот вопрос стал актуальным с момента появления транснациональных корпораций и развития международной торговли. В Украине применение ТЦО расширялось по мере становления и развития финансово-промышленных групп. В ходе работы круглого стола специалисты отметили, что сегодня украинский механизм контроля ТЦО считается одним из самых слабых среди европейских стран, а значит, налаживание схем вывода капитала из Украины не является сложным или критическим процессом.
Принцип ТЦО основан на использовании различий в налоговых режимах разных стран по взаимному согласию партнеров. Договор выполняется таким образом, чтобы у контрагента с высоким уровнем налогообложения декларировались убытки или минимальная прибыль, а у контрагента с низкими налоговыми ставками — максимальная прибыль. Эксперты объяснили, что фактически контрагент страны с низкими налогами выступает «прокладкой», на которой формируется добавленная стоимость.
«На сегодняшний день главным заданием остается наработка действительно действующих законопроектов. Они должны быть высококвалифицированными и включать исключительно проверенный опыт стран, которые уже имплементировали план действий BEPS в свое законодательство. При этом нужно учитывать особенности ведения бизнеса, которые исторически сложились в Украине. Нарабатывать эти законопроекты необходимо в ближайшее время», — отметила в своем выступлении глава Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
Планируемое внедрение в Украине новых правил трансфертного ценообразования привлекает к себе много внимания и вызывает опасения заинтересованных лиц, а особенно — крупных компаний, которые достаточно часто используют внутригрупповые операции для перераспределения прибыли. «Механизм контроля ТЦО является одним из наиболее действенных методов борьбы с уклонением от уплаты налогов во многих странах мира, поэтому введение правил трансфертного ценообразования в Украине стоит рассматривать как объективную закономерность», — отметили участники мероприятия.
Подробнее об этом читайте в статье «Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины».