Депутаты предлагают предусмотреть только «правильное» раскаяние.
11 февраля 2010 г. Комитет ВР Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал парламенту принять в первом чтении законопроект ? 5335, которым вносятся изменения в УПК Украины касательно соблюдения тайны исповеди.
Казалось бы, законодатели хотели, как лучше: свести до нуля возможность злоупотреблений на практике статьей 69 УПК, которая освобождает некоторых лиц от возможности быть допрошенными как свидетели касательно предоставления информации, полученной при исполнении своих профессиональных обязанностей (адвокаты, нотариусы, врачи, священнослужители). Исходя из действующей редакции статьи 69 УПК, указанные лица могут быть допрошены в качестве свидетелей, если они были «освобождены от обязанности сохранять тайну лицом, которое доверило ему ее». Однако на сегодняшний день не указано, в какой форме должно происходить такое «освобождение» (в устной или в письменной), что на практике позволяет органам досудебного следствия злоупотреблять этой нормой и допрашивать вышеперечисленных лиц.
В законопроекте указано, что освобождение от обязанности сохранения тайны должно происходить исключительно в письменной форме, что создаст, в случае принятия этого законопроекта, новую презумпцию – «презумпцию тайны» (если лицо, доверившее врачу (нотариусу, адвокату) тайну, в письменном виде не разрешило ее разглашать, то эти лица не имеют права это делать, а следовательно, не могут быть допрошены как свидетели). Это, безусловно, позитивный момент.
Однако предлагается конкретизировать статью 69 УПК пунктом 6, уточнив, что священник не может быть допрошен в качестве свидетеля только касательно того, что он услышал на исповеди. Другими словами, любую тайну, доверенную при исполнении других профессиональных обязанностей, кроме проведения обряда исповеди, священник может разглашать при допросе его как свидетеля, поскольку священнослужителей «убрали» из части 1 статьи, которая не позволяла допрашивать священнослужителей в любом случае – независимо от того, доверили ему тайну на исповеди или при личном разговоре у него дома!
Наверное, народные депутаты, поддержавшие этот законопроект, ни разу не были на исповеди и не знают, что это такое. «Понятие исповедь значительно уже понятия общения со священником в целом. Это обряд, предусматривающий соблюдение определенной процедуры: пост, посещение храма, а затем причастие. А ведь человек может доверить священнику тайну не только на исповеди, но и при обычном общении со священником, — комментирует судья Судебной палаты по уголовным делам Верховного Суда Украины Олег Кривенда, — таким образом, если этот законопроект будет принят, права лиц, доверивших тайну священнику, не будут обеспечиваться в полной мере, а наоборот – сузятся».
Галина Палийчук,
«Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
Презумпция тайны исповеди
Исповедь – это один из обрядов (в христианстве таинств) покаяния, заключающийся в признании в совершенном грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и решение в дальнейшем не грешить. Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю: «Ныне все сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству».
Католическая церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и других ученых-богословов, установила «печать молчания», запрещая священникам говорить кому бы то ни было об услышанном во время исповеди. Нарушение этого правила, согласно 21-ой статье 4-го Латеранского Собора, грозило пожизненным заключением в монастыре «строжайшего» ордена. Булла Папы Климента VIII 26 мая 1594 года говорит о такой же ответственности открывшего тайну исповеди. В православии тайна исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662 года запрещает открывать тайну исповеди и грозит виновному самым тяжким наказанием.
Однако безусловность тайны исповеди была нарушена во времена царствования Петра I. «Духовным Регламентом» того времени, предусматривалось в трех пунктах «прибавлений о правилах причта церковного» жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других же трех пунктах разрешалось разглашать тайны исповеди по отношению к тем, кто, «вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо», и к умыслившим государственное преступление, если они, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют».
Интересно, что статья 19 УК РСФСР определяла рассматриваемый вид прикосновенности, как недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении и устанавливала, что недонесение о преступлениях влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных законом.