Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»
Не так давно, 18 мая 2016 года, состоялось заседание рабочей группы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, на котором рассматривались существенные вопросы законопроекта №4228. Большую часть времени участники этой встречи обсуждали проблему использования подразделений физической защиты и вопрос подчинения финансовой полиции тому или иному министерству.
Присутствовавшие на заседании эксперты предоставили информацию, что в других странах, в частности, в Евросоюзе, перевеса в том или ином варианте подчинения финансовой полиции Министерству финансов или Министерству внутренних дел нет — в 13 странах она относится к структуре правоохранительных органов, в 14 странах — к Министерству финансов, а еще в ряде стран представляет собой отдельный правоохранительный орган.
Анализируя международный подход к деятельности органов, подобных финполиции, эксперты обратили внимание на то, что в других странах (упоминались, в частности, Польша и Нидерланды) они являются демилитаризированными независимо от того, какому министерству подчиняются или являются независимой структурой. Чтобы обеспечивать работу финансовой полиции необходимыми средствами защиты и физического взаимодействия, члены рабочей группы предлагали привлекать отдельное подразделение — возможно, специальное, или какое-то из уже существующих. При принятии решения по этому вопросу участники заседания предлагали обращать внимание на инвестиционную привлекательность страны и создание лучших условий для бизнеса.
Некоторые участники заседания предположили, что проблемой привлечения к работе финполиции внешней структуры физического взаимодействия может стать, среди прочего, возможность утечки информации, которая не позволит задерживать преступников. Другие же им возразили, что, поскольку непосредственный начальник подразделения не относится к структуре, то будет нести ответственность за действия своих подчиненных, тогда как в случае, если и отряд физической защиты, и его руководство относятся к одной структуре, то остается больше простора для превышения полномочий. К тому же, задача группы физической защиты — обеспечивать безопасность следственно-оперативной группы и знать место или специфику проведения следственных действий заранее ей необязательно.
Согласно законопроекту №4228, финансовая полиция должна иметь возможность привлекать к работе специалистов со стороны на договорных основаниях. Подобная норма призвана разрешить ситуацию, когда в состав ведомства входят только детективы и следователи, которым для выполнения работы потребуются услуги других специалистов. Однако, какого-то конкретного мнения по вопросу финансирования такого подхода на встрече рабочей группы высказано не было.
Подробнее о положениях нового законопроекта и том, какие ожидания на него возлагают, читайте в статье «Работа над проектом закона о финансовой полиции: варианты и мнения».