Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
12 мая 2016 года за несколько часов был принят, подписан и опубликован Закон №1355-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины».
Для общественности основной новостью стало то, что, согласно нормам документа, руководителю Генпрокуратуры не нужно высшее юридическое образование. Однако, новый закон предусматривает и другие, не менее важные, новшества.
Новым законом внесены изменения в Уголовный процессуальный кодекс и Законы «О прокуратуре», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно неотвратимости наказания лиц, скрывающихся на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции», «О Государственном бюро расследований». Изменений достаточно много. Остановимся на основных.
Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделился к. ю. н., докторант, секретарь учебно-методического совета Национальной академии прокуратуры Украины Валерий Кравчук.
«По большому счету, хоть совет и сформирован, и на Всеукраинской конференции прокуроров выбраны пять членов КДКП, но все равно на данный момент комиссия не имела полномочий. Ведь согласно соответствующей процедуре, еще трех членов должен был назначить омбудсмен, а этого не было сделано, и все равно слово оставалось за парламентом. Поэтому, несмотря на то, что отсрочили, пока этих трех членов омбудсмен не назначил, ничего бы не работало. Если таким образом решили в законе выйти из ситуации, то это, в принципе, приемлемый вариант. Решение принято, и это есть политическая воля и ее реализация.
Однако, нужно было действовать другим путем — все же запустить механизм работы КДКП, потому что она фактически запускает спецподготовку новых прокуроров по новым правилам, которые определены законом. Думаю, что стоило бы начинать уже этот процесс. Реформе, которая постоянно корректируется отлагательными изменениями, сложно достичь позитивного результата. Часть важных составляющих реформы прокуратуры постоянно откладываются — к примеру, КДКП и заработная плата, ведь финансирование по зарплатам, которое определено законом, по сути, ограничено правительством. Это негативные процессы, которые, по сути, блокируют весь комплекс реализации реформы, предусмотренный разработчиками нового закона. Большое значение имеет и процессуальное законодательство. Например, в принятом УПК есть часть уголовных правонарушений, для которых должен быть принят Закон «Об уголовных проступках», однако этого до сих пор не произошло.
Таким образом, некоторая часть реформы всегда откладывается. Мне кажется, что это одна из основных причин, почему реформы «хромают». На сегодня в органах прокуратуры есть 515 вакансий, и эта цифра постоянно увеличивается. Причина отсрочки связана с тем, что если бы КДКП и соответствующие нормы закона действовали, то фактически в течение года (т.к. спецподготовка занимает год, а объявление и проведение конкурса — еще некоторое время) в органах прокуратуры возник бы некий кадровый голод. Потому что новых не смогли бы назначить, а спецподготовка еще не дала бы результатов.
По моему мнению, процесс специальной подготовки прокуроров уже давно нужно запускать — это важная составляющая реформы прокуратуры. Подобных корректив в целом не должно быть. Если реформа разработана и законодательно урегулирована, то ее нужно реализовывать. Причем реформа должна быть комплексной. Должны быть запущены механизмы уменьшения нагрузки на прокуроров, а после этого можно говорить о качестве исполнения тех или иных обязанностей, возложенных на прокуроров. И, конечно, вопрос финансирования. Чтобы привлечь высокоэффективных квалифицированных юристов, их необходимо мотивировать соответствующей заработной платой. Это также является антикоррупционным фактором, потому что человек, который получает достойную зарплату, никогда не будет рисковать своей работой для того, чтобы получить незаконный доход. Это тоже вопрос отсрочки. Ведь финансовое обеспечение предусмотрено законом — десять минимальных заработных плат, и постепенно уровень должен был возрасти до 12. Однако, это не реализуется, что является также одной из проблем реформы. Ведь реформа должна быть качественной, что предусматривает соответствующие затраты», — подчеркнул секретарь совета.
Подробнее о других новациях принятого закона читайте в статье «В прокуроры – по новым правилам».