Минюст передает права регистрации на места, обещая упростить процедуру и сделать ее дешевле.
Украинцам обещают простую и дешевую регистрацию бизнеса и недвижимости. С 1 мая оформить бумаги можно будет не только через госрегистраторов и частных нотариусов, но и в сельсоветах, и даже в отделениях «Укрпочты».
На самом деле перечень субъектов, которые теперь смогут вносить изменения в госреестры, гораздо шире. К примеру, предприниматели могут зарегистрироваться как физ- или юрлицо на портале госуслуг iGov в рубрике «Бизнес».
Сейчас в рамках децентрализации прежнюю «вотчину» органов регистрации Минюста открыли исполкомам сельских, поселковых и горсоветов, рай- и госадминистрациям. Теми же правами обладают аккредитованные субъекты (центры предоставления админуслуг, коммунальные и госпредприятия, в т.ч. «Укрпочта»).
«Укрпочта» включилась в «регистрационный» процесс в конце марта, подписав с Минюстом меморандум о сотрудничестве. Согласно документу, на базе почтовой сети будет создан сервис «Службы государственной регистрации». Уже обустраиваются новые рабочие места: нанимают персонал с высшим юридическим образованием, который будет осуществлять госрегистрацию юрлиц, физлиц-предпринимателей и регистрацию вещных прав на недвижимое имущество.
Сеть начнут разворачивать с Киевских городской и областной, Житомирской и Винницкой дирекций «Укрпочты». До конца года обещают внедрить этот сервис еще в трех областях: Днепропетровской, Львовской и Ровенской. Об этом сообщили в пресс-службе «Укрпочты».
Правда, уточнить, сколько же будет стоить услуга «почтового регистратора» на предприятии так и не смогли. Зато сообщили, что уже предоставляют ряд админуслуг, которыми население пользуется весьма активно.
«За три месяца этого года выдано 83 770 документов. Самые популярные — оформление субсидий, выдача справок о доходах и выписок из реестра вещных прав», — сообщили в пресс-службе «Укрпочты».
Главный вопрос — успеет ли Минюст до 1 мая передать все полномочия на места.
«Объем проделанной работы внушительный — подготовка сотрудников, обеспечение необходимой техникой и устойчивым подключением к сети. Причем к регистраторам выдвигались достаточно жесткие требования, в частности, стаж не менее трех лет», — старший юрист Dentons Анжелика Ливицкая.
Чиновники обещают: в большинстве регионов в сроки уложатся, ведь передача прав стартовала в начале года. Согласно данным портала Министерства юстиции, в 15 областях и городе Киеве эта работа уже завершена более чем на 90%. В Киевской, Винницкой, Полтавской и Херсонской областях уровень готовности варьируется от 50 до 70%. Самые отстающие — Одесская и Луганская области (30-50%).
Эксперты в целом позитивно оценивают нововведение. «В Украине 6,6 тыс. нотариусов, из государственных лишь 7%. И если стоимость услуг государственного нотариуса регулируется законом, то частных — исключительно рынком.
«Укрпочта» — госпредприятие, а, значит, следует ожидать, что ее услуги будут, как минимум, не выше, чем у государственных нотариусов. Это позволит снизить цены по рынку. Т.е., если не в своем сельсовете, то в ближайшем почтовом отделении за символическую плату можно будет оформить наследство, дарение и продажу жилья», — рассказал вице-президент Лиги экспертов Украины Андрей Гусельников.
«Сейчас же только за внесение записи в Реестр вещных прав о квартире, купленной до 2013 года, один из столичных нотариусов запросил 3 тыс. грн.», — привела пример Анжелика Ливицкая.
«Это даже не переход права собственности, где нужно перепроверять документы, а просто внесение данных. Откуда такие цены?», — недоумевает она.
Законом установлен единый размер административного сбора за госрегистрацию права собственности и вещных прав на недвижимое имущество. Если вы получаете услугу в срок, т.е. в течение пяти рабочих дней, то платите всего 0,1 минимальной зарплаты (сейчас 13,78 грн., с 1 мая — 14,50 грн.).
При регистрации предприятия как единого имущественного комплекса срок составляет до 14 рабочих дней, а админсбор — не более одной минимальной зарплаты (с 1 мая — 1450 грн). Ст. 34 Закона предусмотрена возможность сократить срок оформления — за повышенную плату. Вот на этом, как предполагают эксперты, будут зарабатывать и почтовики, и центры админуслуг.
«Чисто юридически проблем в работе новых служб не возникнет, но могут быть технические. Реестр может «лихорадить» как в начале нынешнего года, когда к нему одновременно подключились тысячи нотариусов. В феврале, например, он два дня не работал», — напомнила Анжелика Ливицкая.
Впрочем, эксперт надеется, что трудности будут временными. В Минюсте постоянно анонсируют усовершенствование госреестров. К примеру, министр юстиции Павел Петренко недавно пообещал запустить сервис, который позволит собственнику получать информацию о том, кто интересовался его имуществом.