«Судебно-юридическая газета» в связи с открытием велосезона напоминает всем любителям «двухколесных» о правилах безопасности при вождении велосипеда, а также о правилах дорожного движения и поведения на дороге в общем.
В первую очередь, стоит обратить внимание на то что любые действия или бездействия участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, наносить материальный ущерб.
Лицо, которое создало такие условия, обязано немедленно принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения на определенном участке дороги и принять все возможные меры к устранению препятствий, а если это невозможно, то предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить подраздел милиции, владельца дороги или уполномоченный им орган.
Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди пожилого возраста и лица с явными признаками инвалидности.
По возможности рекомендовано использовать для движения велосипедные дорожка — зачастую они выполнены в границах дороги или вне ее (рис. 1).
Не стоит забывать и о пешеходах, которые, в свою очередь, также являются непосредственными участниками дорожного движения.
К пешеходам приравниваются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Согласно Правилам дорожного движения, велосипед должен быть укомплектован светоотражателями (катафотами): спереди — белого, по бокам — оранжевого, сзади — красного цвета.
Для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на велосипеде должен быть установлен и включен фонарь. Фара позволяет другим участникам движения вовремя заметить велосипедиста, а самому велосипедисту — видеть опасности и препятствия на пути. Рекомендуется также оборудовать велосипед фонарем (мигалкой) красного цвета сзади — тогда вас будет лучше видно на дороге.
Перед каждым выездом проверяйте исправность тормозов, переключения передач и отсутствие механических поломок в частях велосипеда. Это позволит предотвратить тяжелые травмы и их последствия.
Основное правило при выборе одежды для велопоездки — быть видимым на дороге и чувствовать себя комфортно (ничто не должно мешать во время движения). Старайтесь избегать слишком просторного и длинной одежды, чтобы его части не попадали в спицы, педали и цепь. Отдавайте предпочтение максимально яркой одежде — чтобы быть заметным издалека. Для этого пригодится жилет оранжевого или салатового цвета со светоотражающими полосами.
Старайтесь ездить в шлеме. При падении он защищает наиболее уязвимую часть тела — голову. Травмы головы — одни из самых тяжелых среди возможных при падении с велосипеда. Кроме того, шлем защищает голову от солнечного удара и дождя.
Для защиты рук от потертостей рулем, а также от повреждений при возможном падении, рекомендуется надевать специальные велоперчатки.
Далее приводим несколько главных выдержек из ПДД для велосипедистов:
Велосипедист, движущийся по проезжей части, является полноправным участником дорожного движения. Он, соответственно, обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения.
Велосипедист может осуществлять любые маневры, не запрещенные Правилами. Маневры на проезжей части должны быть предсказуемыми и понятными другими участниками дорожного движения.
Требования к велосипедистам, движущимся по проезжей части:
1. Двигаться по проезжей части на велосипедах разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста.
2. Велосипедисты должны двигаться по велодорожкам, а если их нет — по крайней правой полосе проезжей части, в один ряд (можно ездить по обочине (выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, прилегающей непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и непредназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных Правилами дорожного движения.
Уезжать из крайней правой полосы можно для выполнения объезда препятствий (припаркованных машин, ям и т.п.).
3. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты должны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.
4. Для движения по проезжей части колонны велосипедистов должны быть разделены на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией 80-100 м между группами. Велосипедисты в группах должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.
При движении по проезжей части, перед остановкой, перестроением, поворотом или разворотом велосипедисты обязаны подавать предупредительные сигналы(рис. 2):
• поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука;
• поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука;
• остановка: поднятая вверх любая рука.
Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при объезде автомобиля припаркованный с правого края полосы. Подавать сигнал рукой следует заблаговременно и прекращать непосредственно перед выполнением маневра. При езде в группе знаки первым подает ведущий, а члены группы их немедленно повторяют.
Велосипедистам запрещается:
1. Во время движения держаться за другое транспортное средство.
2. Перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до 7 лет (их перевозят на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками).
3. Двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);
4. Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на тех путях, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Итак, для осуществления левого поворота нужно:
а) проехать перекресток прямо, развернуться в правом ряду обычного дороги, по разрешительным сигналом светофора снова проехать перекресток прямо; или
б) слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу.
5. Двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом есть велосипедная дорожка.
6. Двигаться по дороге в темное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного фары и светоотражателей.
7. Ездить по встречной полосе.
8. Буксировать велосипеды.
9. Буксировать прицеп, не предусмотрен для эксплуатации с велосипедом.
Правила проезда перекрестков
1. На перекрестках действуют обычные правила приоритета. Так, движущийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеда, движущегося по главной дороге.
2. На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство (кроме трамвая), у которого нет препятствия справа. То есть на таком перекрестке приближающийся автомобиль слева, должен уступить дорогу велосипедисту.
3. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, велосипедисты должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
4. На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров, а при их отсутствии - сигналам автомобильных светофоров.
5. Автомобиль, поворачивает направо, должен пропустить велосипедиста, движущегося рядом с ним по той же дороге прямо. То есть если вы едете прямо, а машины поворачивают направо, предупредите водителей вытянутой левой рукой, как будто вы делаете левый поворот. Водители понимают этот жест и пропускают вас прямо.
6. При повороте направо советуем ехать не у бордюра, а ближе к середине правой полосы, чтобы водитель не пытался вас обогнать — тогда вы избежите опасного «притирки» к бордюру со стороны автомобиля.
Велосипедистам нельзя пересекать дорогу по пешеходному переходу, так же как и разворачиваться на пешеходном переходе. В этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ДТП
1. «Мотохелп» — служба помощи «двухколесным».
Работает по всей Украине. Тел.: (097) 900-99-90.
2. 102 — телефон полиции.
3. 103 — телефон «скорой».
Если велосипедист, попавший в ДТП, — это вы, то в первую очередь оцените опасность для жизни от полученных травм. Если вы не в состоянии объективно оценить свое состояние или есть подозрения на серьезные повреждения - немедленно вызывайте «скорую». Следующий шаг — вызов Мотохелпа.
Кроме этого, старайтесь найти человека, который сможет вам помочь. Если вы увидели, что велосипедист (не Вы) попал в ДТП, пожалуйста, остановитесь и помогите ему.
Общие советы и рекомендации:
1. Никогда не ведите телефонных разговоров во время движения по проезжей части. Если нужно ответить на звонок — остановитесь.
2. Не ездите по проезжей части с включенным плеером и в наушниках.
3. Установите зеркало на шлем / руль. Зеркало позволяет оценить состояние трафика позади, увидеть автомобиль «на хвосте» и другие «неприятности», не упуская из виду обстановку впереди. Зеркало на шлеме лучше - через большие возможности обзора.
4. Проезжая повороты, развилки и остановки общественного транспорта, убедитесь, что никто не пытается проскочить слева или право руку от вас. Первый раз оцените обстановку за 100 м до поворота, развилки или остановки, второй раз — на расстоянии, достаточном, чтобы снизить скорость до развилки или остановки.
5. В плотном трафике (занимает все полосы) лучше избегать мостов, предпочитая огороженным обочине и объезды. Если вы решительно настроены въехать в тоннель или на мост, включите весь свет, что есть на велосипеде. На мостах не подъезжайте слишком близко к отбойнику — издалека вы визуально будете «сливаться» с ним.
6. Подавайте понятны другим сигналы в случае возникновения неопределенной ситуации.
Например, развилка в два ряда идет направо, а вы в метре от правого края обочины и позади вас несколько машин с включенными поворотниками, которые не знают чего от вас ожидать. Если вы возвращаете — покажите поворот, удерживая руку достаточное время, чтобы ее заметили.
Если собираетесь ехать прямо — покажите это вытянутой левой рукой, как будто это левый поворот — водители это понимают.
7. На перекрестках, останавливаясь на красный свет, в плотном трафике старайтесь проехать вперед, чтобы вас увидели все водители, которые находятся позади. Старт синхронно с машиной, водитель которой вас не видит, в скованному автомобилями пространстве может привести к неприятным последствиям.
8. Двигаясь на зеленый, всегда поглядывайте в ту сторону, откуда только ехали автомобили. Возможно, там «несется» водитель, который хочет проскочить перекресток, или водитель, который не заметил красного сигнала.
9. Любая преграда на вашем пути — повод для торможения, но отнюдь не для резкого маневра. Встретив препятствие — тормозите и проезжайте ее медленно, а не маневрируйте по полосе.
Вы — участник дорожного движения. Поэтому, даже если вам не нужно получать водительские права, то изучите Правила дорожного движения полностью, потому что большинство маневров вам нужно выполнять точно также, как и водителям других средств передвижения.