Первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Юлия Ковалив отчиталась о состоянии реформы на внеочередном заседании правительства. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития и торговли Украины на официальной странице в Facebook.
По ее словам, большинство крупных госкомпаний, прежде всего «Нафтогаз Украины», сократили убытки по итогам 2015 года. Однако, выйти на уровень безубыточности получилось не у всех.
Большая приватизация началась: определены сроки по ОПЗ и прогресс по другим госкомпаниям из списка 345 компаний на приватизацию. В Верховной Раде находятся законопроекты о разблокировании приватизации государственных стивидорных компаний и аграрных предприятий. Однако, остаются еще 1700 госпредприятий, приватизация которых запрещена и этот перечень необходимо существенно пересмотреть.
Юлия Ковалив отметила, что есть прогресс с отбором руководителей ТОП-50 крупнейших госпредприятий. В 2015 году отобрали восемь новых руководителей. Сейчас проводится отбор топ-менеджеров для «Укрзализныци», «Укрпочты», «Центрэнерго», «Укрэнерго», «Укрспирта» и «Электротяжмаша». «В ближайшее время объявим конкурс для еще шести госкомпаний. Мы упростили процедуру подачи заявок от кандидатов (отменили также требование подавать справку о несудимости — эту проверку проводит именно министерство), привлекли профессиональных рекрутеров к активному поиску кандидатов, и предлагаем кандидатам рыночные зарплаты. Надеемся привлечь честных и компетентных руководителей с опытом в частном секторе», — сказала она.
С ТОП-50 крупнейших госпредприятий лишь 23 движутся с проведением независимого аудита — подписали контракты или проводят отбор. Остальные же саботируют решения Кабмина. Более того, сейчас есть угроза, что АМКУ может признать жесткие критерии к отбору аудиторских компаний ограничивающими конкуренцию, а требования к качеству аудиторских услуг — якобы субъективными и оценочными. На следующей неделе должен решиться этот вопрос по существу. Государство как акционер должно иметь право требовать от своих компаний качественного независимого аудита, как того требуют рекомендации ОЭСР.
Напоследок она добавила, что анализ даже публично доступной информации по коррупционным схемам показывает, что большая часть злоупотреблений происходит в сфере экспорта / импорта через косвенные контракты и сделки с сомнительными контрагентами. «Схемы не являются уникальными, но их специфика такова, что ни один контролирующий госорган не имеет всех необходимых полномочий, чтобы самостоятельно выявлять коррупционные операции. А качество взаимодействия между различными проверяющими оставляет желать много лучшего», — отметила Юлия Ковалив.