Национальный банк призывает Верховную Раду Украины поддержать законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по восстановлению доверия между заемщиками и кредиторами» реестр. №2286-а (далее — Законопроект №2286-а). Об этом сообщает пресс-служба Нацбанка.
На сегодня в законодательстве Украины есть пробелы, которые недобросовестные должники превращают в полулегальные схемы для того, чтобы не возвращать долги кредиторам или избегать ответственности за невозврат долгов. Права кредиторов в процедуре банкротства достаточно ограничены, работа института поручительства не является эффективной, банки постоянно рискуют потерять предмет ипотеки вследствие самовольного строительства. Кроме этого, процедуры взыскания долга при наследовании также недостаточно урегулированы. Пробелы в законодательстве также позволяют отчуждать имущество должников без согласия залогодержателя, а также прекращать ипотеку в судебном порядке, несмотря на наличие непогашенной задолженности должника перед кредитором.
«Все эти реалии не добавляют кредиторам уверенности в возврате их средств, а также желание кредитовать снова. Именно из-за высоких рисков невозврата кредитов банки свернули серьезные программы кредитования и работают только с проверенными клиентами, а некоторые выполняют лишь отдельные обслуживающие операции вроде перевода средств», — отметил директор Юридического департамента Национального банка Олег Заморский. — «Законопроект №2286-а направлен на законодательное урегулирование пробелов, которые ранее использовались должниками во избежание выполнения своих обязательств».
По словам Олега Заморского, защищенность прав кредиторов уменьшит риски на всех этапах кредитования: выдача кредита, обслуживание и его возвращения.
«Мы также ожидаем уменьшения количества проблемных долгов в будущем благодаря этому законопроекту. В условиях защищенности прав кредиторов банки смогут выдвигать более лояльные требования к другим потенциальным заемщикам. Это безусловно будет способствовать активному применению кредитования как финансового инструмента, снижению стоимости кредитных ресурсов и в соответствии облегчению доступа субъектов» ведения хозяйства и физических лиц к пользованию банковскими продуктами», — отметил Олег Заморский.
В частности, законопроект №2286-а:
• усовершенствует правовое регулирование процедур банкротства и усилит защиту прав кредиторов в этих процедурах;
• минимизирует риски применения схем управляемых банкротств;
• минимизирует случаи адресной продажи имущества банкрота (определенным лицам по заниженным ценам);
• создаст надлежащие условия для обеспечения открытости и конкурентоспособности механизмов продажи имущества по самой высокой цене (в частности, продать имущественный комплекс за одну гривну будет невозможно)
• предоставит дополнительную защиту имущественных прав кредиторов по договору поручительства и при наследовании;
• искоренит механизмы использования самовольного строительства для предотвращения удовлетворения требований кредиторов по ипотеке с самовольно построенными или реконструированными объектами недвижимого имущества.
Национальный банк отмечает, что без обеспечения эффективных механизмов возвращения средств в банковскую систему Украины невозможно восстановление и рост объемов кредитования реального сектора экономики и удешевления кредитных ресурсов. Именно поэтому принятие законопроекта №2286-а является стратегически важным для экономики страны.
Напомним, законопроект №2286-а был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины 3 июля 2015 года. Принятие этого нормативно-правового акта позволит выполнить обязательства Украины по Меморандумом об экономической и финансовой политике с МВФ.
На рассмотрении Верховной Рады Украины находится 26 законопроектов, необходимых для продолжения реформы финансового сектора. Стратегическое значение имеют вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг, защиты прав кредиторов, финансовой реструктуризации долгов предприятий и физических лиц, консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг, а также противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем.