Минэкономразвития опубликовало Отчет о результатах работы 100 крупнейших государственных предприятий Украины за девять месяцев 2015 года. Этот отчет продолжает серию квартальных и годовых публикаций, посвященных крупнейшим государственным предприятиям в Украине. В документе суммируется финансовая информация и анализируется деятельность ведущих госпредприятий Украины, за исключением государственных банков.
«После провальных результатов крупнейших госкомпаний в 2014 году ситуация понемногу выравнивается. Переход к рыночным ценам на газ, который начался в 2015 году и должен закончиться в 2017 году, позволит «Нафтогазу» работать как коммерческому предприятию и сократить убытки. В то же время в компании будет создан наблюдательный совет с большинством независимых членов, который должен взять на себя функции управления предприятием и изолировать его от политического влияния. Кроме трансформации корпоративного управления «Нафтогаза», приоритетами реформы госпредприятий на 2016 год остаются: приватизация, назначение новых руководителей и создания государственной холдинговой компании для стратегических госпредприятий», — отметил старший советник министра экономического развития и торговли Украины Адомас Аудицкас.
За девять месяцев 2015 года госкомпании из списка ТОП-100 получили совокупный чистый доход 2,2 млрд грн. В то же время за аналогичный период 2014 года зафиксирован совокупный убыток в размере 66,5 млрд грн. Ключевым фактором стало существенное улучшение финансовых результатов НАК «Нафтогаз Украины» благодаря повышению тарифов для населения, которое состоялось в рамках перехода к рыночным ценам на природный газ. Это позволило компании завершить январь-сентябрь 2016 года с прибылью 0,2 млрд грн., по сравнению с убытком –60,2 млрд грн. за соответствующий период 2014 года. Этот результат не учитывает списания безнадежной задолженности, которое состоится в конце года.
Показатели чистой прибыли выросли во всех отраслях, кроме угледобычи и машиностроения. Кроме НАК «Нафтогаз Украины», лучшую динамику роста доходности показал «Энергоатом», закончил девять месяцев 2015 года по прибылью в 1,3 млрд грн., после убытка в 3,8 млрд грн. за соответствующий период 2014 года. Лидерами в своих отраслях по динамике роста доходности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года стали: «Укрэнерго» — чистая прибыль 408 млн грн. (против чистого убытка в 477 млн грн.); ОАО «Турбоатом» — 1,3 млрд грн. (против 0,8 млрд грн.); ГП «Администрация морских портов Украины» — 3,5 млрд грн. (против 1,2 млрд грн.); ОАО «Аграрный фонд» — 706 млн грн. (против 466 млн грн.) и ОАО «Одесский припортовый завод» с чистой прибылью в 205 млн грн. (против чистого убытка в 243 млн грн.).
По состоянию на 30 сентября 2015 года, общая балансовая стоимость активов портфеля госпредприятий составляла 926 млрд грн., что почти на 45% больше, чем по состоянию на конец III квартала 2014 года. Увеличение произошло, в основном, в результате роста балансовой стоимости активов предприятий нефтегазовой промышленности, а именно: путем переоценки стоимости основных средств НАК «Нафтогаз Украины», которая выросла с 231 млрд грн. до 488 млрд грн.
За девять месяцев 2015 года общий уровень долговых обязательств ТОП-100 госкомпаний вырос на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, и составил 145 млрд грн. Общее соотношение долговых обязательств к собственному капиталу компаний из списка ТОП-100 уменьшилось с 36% до 24%.
Справка
Отчет о результатах работы 100 крупнейших государственных предприятий Украины за девять месяцев 2015 года состоит из четырех основных разделов. Первый содержит обзор основных изменений в нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность госпредприятий в Украине. Второй демонстрирует совокупную финансовую информацию по портфелям госпредприятий, а также некоторые другие ключевые показатели деятельности госпредприятий. Третий раздел включает результаты индекса прозрачности госпредприятий и избранные интервью директоров госкомпаний. Четвертый раздел содержит финансовые результаты деятельности 30 крупнейших госпредприятий Украины за девять месяцев 2015 года. В конце приведен список госпредприятий, проанализированных в этом отчете, а также разъяснены основные принципы методологии, которая была использована при подготовке отчетного документа.